3 сентября 2019

По следам булгаковских историй

Какие произведения классика ожили в театре

Известный отечественный филолог Дмитрий Лихачёв сказал: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой». Сегодня всё чаще в метро, автобусах или в длинных очередях можно встретить людей, мерно перелистывающую страницы интересной истории классика или современного автора. Книга – это не просто увлекательное времяпровождение, не только способ стать более грамотным и разносторонним, но и возможность побывать в иных мирах и другом времени. У каждого хотя бы раз возникало желание на минутку самим стать героем любимой истории, увидеть все события воочию. Персонажи произведений классика прошлого столетия Михаила Булгакова нашли способ предстать перед читателем в московских театрах, где воплотили в жизнь яркие сюжеты писателя. Зрители смогут окунуться в мир Михаила Афанасьевича уже этой осенью. Какие истории нашли место на театральной сцене, узнайте в нашей подборке.

«Бег» в МХТ им. Чехова

Бег. Фото А.Морковкина

Премьера пьесы Михаила Булгакова состоялась в день рождения классика, 15 мая. Работа была написана еще в 1928 году по договору с Художественным театром, но из-за цензуры произведение воплотили в жизнь на сцене МХТ только в 2019. История происходит во времена Гражданской войны в России, показывает гибель белогвардейского движения и появление эмигрантов, пускающихся в бегство – из страны, от революции или самих себя. Режиссер Сергей Женовач представляет зрителю спектакль, полный эмоциями и смыслом. Известные актёры Ирина Пегова, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Игорь Верник и другие артисты превосходно передают эмоции, боль и страдания булгаковских персонажей, погружая в историю публику.

«Собачье сердце» в Центре драматургии и режиссуры

Собачье сердце. Фото с сайта театра

Творческая лаборатория композитора Артёма Кима представляет фантастический эксперимент над человеком по одному из самых известных произведений Булгакова. Создатели спектакля определили работу как «шоковую терапию». Постановка поднимает проблему отрешенности от личности, своего «Я», и переносит историю профессора Преображенского и «подопытного кролика» Шарикова в современные реалии. Кто сегодня влияет на потребности человека и существует ли его собственный выбор – вопросы, на которые артисты постановки ищут ответы вместе со зрительным залом. Наполнить действие помогает музыка, передающая трагедию сердца человека, которое неизбежно движется к опустошению.

«Морфий» в Театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина

Морфий. Фото с сайта театра

Театр представляет роман Михаила Афанасьевича в необычной форме – в жанре «саундрама», где всем действием управляет музыка. Текст постановки рождается из синтеза речи действующих героев, оперных арий, движений и пения, расширяя рамки постановки. Спектакль исследует человеческое сознание и путь распада личности, показывает, как может погибнуть когда-то живая и яркая душа. С помощью истории доктора Полякова актеры представляют проблему мирового масштаба – желание уйти в несуществующий мир от настоящей, такой сложной реальности.

«Кабала святош» в Театре «Сфера»

Кабала святош. Фото с сайта театра «Сфера»

Постановка воплощает произведение Булгакова о французском драматурге Жане-Батисте Мольере. В центре внимания – отношения комедиографа и молодой актрисы Арманды Бежар, вокруг которых разворачивается дворцовая интрига. Теперь дальнейшее существование театра Мольера и профессиональная судьба драматурга оказываются в руках короля Людовика XIV. Необычная сцена «Сферы» позволяет погрузиться в историю с любой точки зрительного зала, а интересный сюжет захватит с первых минут действия.

«Мастер и Маргарита» в МХАТе им. Горького

Мастер и Маргарита, МХАТ им. Горького.

Главное творение отечественного классика «Мастер и Маргарита» ожило и на сцене МХАТа. Это фееричное представление, определенно достойное внимание зрителя и любителя истории Михаила Афанасьевича. Действие охватывает сразу три временных измерения: булгаковский XX век, древний Ершалаим и сегодняшний день. Из XXI столетия зритель переносится на Патриаршие пруды 30-ых годов, рядом с которыми Аннушка разливает масло. А потом он оказывается перед прокуратором Понтием Пилатом и философом Иешуа. Постановка путешествует по местам «Мастера и Маргариты», знакомя публику с персонажами. Спектакль отличается интересными многофункциональными декорациями, которые становятся то рукописными листами самого романа, то небом.

«Зойкина квартира» в Театре «Эрмитаж»

Зойкина квартира. Фото Дм.Хованского

«Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве», — так Михаил Булгаков охарактеризовал свою работу в 1926 году. Через три года пьесу запретят «за искажение советской действительности». Действие разворачивается вокруг небольшой швейной мастерской, занимающейся созданием одежды, на квартире Зои. Но на самом деле ателье является публичным домом. История раскрывает пороки нечестных чиновников и другие изъяны человеческой жизни, актуальные и сегодня. Постановка Михаила Левитина успешно проходит на сцене Театра «Эрмитаж» уже более двадцати лет.

«Театральный роман» в Мастерской Петра Фоменко

Театральный роман. Фото Михаила Гутермана

Мистификация театра Петра Фоменко по произведению Булгакова появилась из самостоятельных актерских работ. Главный герой Максудов попадает в собственный мир – театральную реальность. Здесь действуют свои законы логики, свои непостижимые понятия правды и лжи. Охватившее поначалу очарование закулисным миром разрушается о жестокость сценической реальности. Само чудесное место становится проклятием героя. Чего больше театр принесет персонажу – боли или счастья? Расскажут артисты Мастерской Петра Фоменко.

Подготовлено редакцией журнала «Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *