6 сентября 2019

Кирилл Серебренников празднует золотой юбилей!

7 сентября Кирилл Серебренников, режиссер с мировым именем, художественный руководитель одного из самых необычных и востребованных сегодня театров, празднует свой 50-ый День Рождения. Выдающийся деятель искусства становился обладателем награды отечественной кинопремии «Ника» как «Лучший режиссер», а его работы были отмечены в Каннах и Венеции.  В 2017 году ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) и критик Григорий Заславский по праву назвал Серебренникова «знаковой фигурой сегодняшнего театра и всей российской культуры».

Путь в искусство начался с первых дней жизни. В интервью изданию «Комсомольская правда-Ростов» мама Серебренникова, Ирина Александровна, рассказала, что на выбор имени для новорожденного мальчика повлиял авторитет артиста Кирилла Лаврова, очень известного актера в те времена. Тяга к режиссуре проявилась в школьные годы: учась в классе с математическим уклоном, он создал свой театр на базе учебного заведения. Первым спектаклем стала «Тень». Опыт школьных театральных работ пригодился и в дальнейшей творческой деятельности: будучи студентом, Кирилл занимался постановкой в студии «69», а с 1990 года – на сценах профессиональных культурных учреждений Ростова-на-Дону.

Москва знакомится с режиссёром в 2000 году: тогда Серебренников по приглашению актрисы театра и кино Аллы Демидовой приезжает на съемки по «Темным аллеям» Ивана Бунина. Через восемь лет Кирилл Семёнович набирает актерско-режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ, из которого позже появится труппа «Седьмая студия».

Кирилл Серебренников являлся художественным руководителем проекта «Платформа», а в 2012 году был назначен на этот пост в Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя, известного сегодня как «Гоголь-центр». Постановки режиссёра поражают, удивляют, некоторые даже называют их эпотажными, слишком необычными и современными. Некоторые из его спектаклей можно посмотреть в ближайшее время.

«Лес» в МХТ им. Чехова

Лес. Фото Михаила Гутермана

Постановка классической комедии российского драматурга Александра Островского, представленная в 2004 году в новой, необычной форме Кирилла Серебренникова, успешно проходит на сцене МХТ уже почти 15 лет. Мир островской пьесы переносится в советскую реальность — 60-70-ые годы. Сюжет повествует о поздней любви барыни Раисы Павловны Гурмыжской к молоденькому актёру, который оказывается настоящим мошенником. Это актуальная, большая (спектакль длится более трех часов) и очень значительная работа, отличающаяся заразительным юмором, драйвом и продуманными деталями – от символичных декораций до исполнения «Беловежской пущи» детским хором и танцев. Здесь автор и режиссер вместе рассуждают, сколько стоят человеческая любовь и свобода. Кирилл Семёнович работал не только с актёрами и их эмоциями, но и приложил силы к костюмам их персонажей.

«Зойкина квартира» в МХТ им. Чехова

Зойкина квартира. Фото Анатолия Морковкина

В 2012 году Кирилл Серебренников создает собственную версию булгаковской пьесы – с актуальным антуражем, современными приемами, и новыми персонажами. Так, Серебренников оживляет само место действия – квартиру, представляя её отдельным молчаливым героем. Спектакль рассказывает о мнимой швейной мастерской, расположенной в квартире вдовы Зои Денисовны Пельц. Ателье одежды оказывается настоящим Ноевым ковчегом, где образовалась пёстрая, разнохарактерная компания – от красавицы Аллы Вадимовны и до держательницы борделя и мошенника Аметистова. Все эти такие непохожие друг на друга герои объединены общей целью: они хотят покинуть Совпедию, то есть – уехать из России заграницу. Постановка оторвана от советских реалий, которые были заложены Михаилом Булгаковым, сближая историю пристанища-надежды персонажей с сегодняшним днем.

 «Маленькие трагедии» в Гоголь-центре

Маленькие трагедии. Фото с сайта театра «Гоголь-центр»

В своей постановке режиссёр исследует, какими отношениями связаны культура и человек. Пьесы Александра Пушкина дополняются «Сценой из Фауста» классика, а герои произведения попадают в абстрактный ХХI век, где вместо мечей – современные пистолеты, а лошадей заменяют байки и мотоциклы. Фабулы оригинальных произведений серьезно видоизменяются, но ни одно слово Александра Сергеевича не покидает повествования. Персонажи постановки Серебренников – это зрелый Дон Гуан, обитатели дома престарелых, организовавшие «Пир во время чумы» и разительно поменявшийся Барон из «Скупого рыцаря». Кем стал персонаж – узнайте в Театре.

«Барокко» в Гоголь-центре

Барокко. Гоголь-центр

«Барокко» — поразительная постановка, созданная в лучших традициях театра XXI века. Спектакль повествует о неординарности и нетипичности человека, благодаря чему он выбивается из обрамления композиции и стремится в ее центр. Герой «Барокко» подобен уникальной жемчужине, не способной встать в стройный общий ряд. Артисты Театра и приглашенные профессиональные оперные исполнители погружают зрителя в арт-атмосферу прошлого столетия: раздаются слова знаковых деятелей и художников, звучат тексты философов и произведения великих барочных музыкантов, среди которых — и Гендель, Вивальди, Бах. Пока играет музыка, актёры воспроизводят историю борьбы непохожих, «барочных» людей с возникающими преградами.

«Человек-подушка» в МХТ им. Чехова

Человек-подушка. Фото Михаила Гутермана.

Спектакль Кирилла Семёновича основан на пьесе современного британско-ирландского режиссера кино и драматурга Мартина МакДонаха. Одна из его работ – кинолента «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – была номинирована на премию «Оскар»-2018 в 7 категориях, среди которых – «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий».

Постановка является первым театральным триллером на сцене МХТ. Однажды родители ставят над своими чадами ужасный эксперимент: болезненного старшего закрывают в темном чулане для того, чтобы младший сын, увлекающийся написанием рассказов, мог придавать своим историям яркие эмоции, слыша мучительные стоны из кладовки. Результаты эксперимента дадут знать о себе через несколько лет: юный писатель совершит самосуд над отцом и матерью и возьмёт на себя заботу о брате. Следуя духу Тарантино и Хичкока, спектакль «Человек-подушка» приобретает пугающие моменты – элементы арт-хоррора. Детективный сюжет рассматривает вопросы, над которыми задумывались и российские классики: горят ли рукописи, какое значение имеет «слеза ребенка», сколько стоит возможность творить себя и своё будущее.

Подготовлено редакцией журнала «Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *