22 августа 2019

Пушкин на московской сцене

В год 220-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина в афишах многих столичных театров можно найти массу постановок как по его произведениям, так и о жизни самого поэта. Это неудивительно, потому что Пушкин не просто не устарел, но современен как никто. Спектр жанров, в котором режиссеры с ставят его драматургию и прозу, необыкновенно широк, ведь этот источник вдохновения по-прежнему исчерпаем.

«Борис».

Театральное агентство «Арт-Партнёр XXI» и Музей Москвы.

Афиша спектакля «Борис», Музей Москвы, режиссер Д.Крымов

Театральная общественность с большим интересом ждет этой премьеры в начале октября. Дмитрий Крымов на этот раз готовит свою постановку не в привычном театральном пространстве, а в Музее Москвы. Режиссер обратился к пушкинскому «Борису Годунову». Впрочем, это будет отнюдь не классическая версия. «Конечно, это – «своими словами», даже, если бы там не было «своих» слов, – говорит режиссер. – Двести лет прошло после написания, двести лет! Мы уже знаем и Кафку, и Хармса, и Чехова, и Горького… Веничку Ерофеева, в конце концов! Кого мы только ни знаем – волей-неволей заговоришь своими словами! А если говорить серьезно, то главный герой в нашем спектакле – конечно же Борис Годунов, даже больше чем в пьесе… У нас Борис практически не уходит со сцены. Спектакль и будет называться «Борис». Его играет Тимофей Трибунцев именно так, как мне бы хотелось». В спектакле также играют: Михаил Филиппов, Ксения Раппопорт, Паулина Андреева, Виктория Исакова, Мария Смольникова и др.

«Египетские ночи».

Мастерская Петра Фоменко

Египетские ночи. Мастерская П.Фоменко

В театре Мастерская Фоменко в 2018 году возобновили спектакль, поставленный самим Мастером. Петр Наумович создал композицию, в которой использовал произведения Пушкина и Брюсова, решившего в свое время «дописать» неоконченную поэму «Египетские ночи».  Согласно сюжету, в Петербурге появляется итальянец-импровизатор, который хочет своим выступлением в обществе поправить свое финансовое положение. В качестве темы для импровизации выпадает по жребию история о Клеопатре и ее любовниках.  В эту постановку Фоменко включил повесть и неоконченную поэму «Египетские ночи» Пушкина, его наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», «Отрывок», стихотворения разных лет, а также фрагменты поэмы Валерия Брюсова «Египетские ночи».

«Евгений Онегин».

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского

Евгений Онегин. МАМТ

«Евгений Онегин» Чайковского – особенное название в репертуаре Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Опера Чайковского стала первым спектаклем студии под руководством К.С. Станиславского, именно эта постановка, состоявшаяся в июне 1922 года, ознаменовала рождение нового оперного театра.  Новая постановка «Евгения Онегина» появилась в репертуаре Музыкального театра в первый же сезон после окончания реконструкции здания. Ее создатель, дирижер и режиссер-постановщик Феликс Коробов, отнесся к легендарному спектаклю с максимальным уважением, но отнюдь не стал копировать его. Предельно подробной осталась психологическая разработка характеров, и даже колонны сохранились в качестве основного элемента декорации. Другим стал только воздух, которым дышат главные герои. Это уже «Онегин» XXI века, современный и созвучный сегодняшнему зрителю.

 «Пушкин».

Московский Губернский театр

Пушкин. Губернский театр

Романтическую драму о жизни и судьбе Александра Сергеевича Пушкина написал отец Сергея Безрукова – режиссер и драматург Виталий Безруков.  Действие спектакля охватывает большой фрагмент жизни поэта, начиная со ссылки в Михайловское до трагической дуэли в 1837-м году. Слишком много лет отделяет нас от эпохи, когда жил поэт, и для многих он давно превратился в Играющему роль Пушкина Сергею Безрукову хочется показать живого человека, а не «бронзовый памятник». Пушкин в спектакле – озорной, ранимый, страстно любящий друзей и ненавидящий врагов, острый на язык и скорый на дерзкий поступок. «Пушкин становится не запыленным томиком стихов, не «двойкой» по школьному сочинению, не памятником, а живым и близким человеком, за которого переживаешь», — говорит исполнитель главной роли.

«Своими словами. А. Пушкин. Евгений Онегин».

Школа драматического искусства

Своими словами. А.Пушкин. Школа драматического искусства

Это спектакль был первым в серии детских спектаклей Дмитрия Крымова. Идея режиссера заключается в том, чтобы «своими словами» (цикл так и называется) поговорить с детьми о взрослой литературе. Этот спектакли – повод для диалога между родителями и детьми о чем-то важном и главном в жизни. О чем так редко удается поговорить, потому что трудно найти время и точные слова, преодолеть внутренний пафос и не начать вещать заученными и давно ничего не значащими фразами вроде «Пушкин – наше всё». В этом спектакле режиссер говорит о романе в стихах через интерес к личности самого поэта, по словам Дмитрия Крымова, «такого веселого человека, который на самом деле был очень серьезный и грустный и которого потом убили».

«Капитанская дочка».

Театр у Никитских ворот

Капитанская дочка. Театр у Никитских ворот

Спектакль «Капитанская дочка» на Новой сцене Театра у Никитских ворот – это уникальная постановка. Идея создания музыкального спектакля по повести Пушкина родилась у Марка Розовского еще в середине 1980-х годов, когда он работал над постановкой мюзикла «Бедная Лиза». Однако осуществить свой замысел режиссер смог только через сейчас. Соавтором музыкального спектакля стал давний единомышленник Марка Розовского, один из главных мелодистов советского и российского кинематографа Максим Дунаевский. В спектакле занята практически вся труппа театра.  «Эту книгу я прочитал раз пятьдесят от корки до корки и, наверное, раз сто по отдельным главам, – признался режиссер. – Ибо решился на попытку книжное чудо превратить в чудо театральное – поставить «Капитанскую дочку» на сцене «У Никитских ворот» в сложнейшем жанре «русского мюзикла»».

«Маленькие трагедии».

Театр на Малой Бронной

Маленькие трагедии. Театр на Малой Бронной

Премьера спектакля «Маленькие трагедии» состоялась в апреле 2019 года. «Автор с предельной лаконичностью и точностью поверяет мировоззрение своих героев Смертью, при этом все действие «Маленьких трагедий» обращено к Жизни, к Свету, говорит режиссер спектакля Егор Арсенов. – Персонажи спектакля находятся в точке переосмысления своего существования, в том моменте, когда Смерть становится безусловным мерилом Жизни, давая возможность ответить на ключевой вопрос – ради чего стоит жить, а уж тем более, умереть. В нашей постановке жизнеутверждающий текст Пушкина соединяет с реалиями современности бескомпромиссная музыка Курта Кобейна и группы Nirvana».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *