8 августа 2019

Лучшие постановки Петра Фоменко

Петр Наумович Фоменко, режиссер и художественный руководитель собственного театра, кажется, был готов ежедневно создавать что-то новое. За свои восемьдесят лет (мастера не стало 9 августа 2012 года) он оставил гигантское творческое наследие, в которое входит целых шестьдесят спектаклей. Многие из них остаются в репертуарах московских театров и играются в постановке великого мастера до сих пор. Эти спектакли, как и сам мэтр, давно завоевали любовь публики и не нуждаются в отдельном представлении. А сегодняшняя подборка специально для тех, кто хочет вновь проникнуться творчеством режиссера и увидеть в ближайшее время его лучшие работы.

Спектакль «Театральный роман»

Театральный роман. Мастерская П.Фоменко. Фото М.Гутерман

Этот спектакль своеобразный путь развития не только творческого гения режиссера, но и всего театра в целом. Именно этим произведением Михаила Булгакова Петр Фоменко хотел расшевелить свою Мастерскую. Не дать ей стать культурным памятником уходящей театральной эпохи. Для этого на его сцене появилась постановка «Театральный роман» — спектакль-деконструкция, показывающий изнаночную сторону актерского мира. Это уникальный опыт, в котором вместо некой иллюзорной, выдуманной истории зрителям предложат посмотреть на нечто более завораживающее – на жизнь под театральным стеклом.      

Спектакль «Война и мир. Начало романа»

Война и мир. Начало романа.

Еще в середине прошлого века спектакли, поставленные не по пьесам, а на основе толстых романов, казались чем-то невообразимым и совершенно новаторским. Но Петр Фоменко не только рискнул поставить подобную книгу, но и выбрал для этого одно из самых объемных (во всех смыслах) произведений Льва Толстого. Еще одной режиссерской находкой стала попытка воспринять лишь меньшую часть великого романа, только самое начало первого тома, как цельное и самостоятельное произведение. Все эти риски под руководством Петра Фоменко оказались оправданы. Спектакль «Война и мир. Начало романа» побывал за пределами родины и сыскал мировую славу. А теперь его снова можно увидеть в родных стенах мастера.

Спектакль «Безумная из Шайо»

Безумная из Шайо. Мастерская П.Фоменко. Фото Александр Иванишин.

На счету великого режиссера были не только новаторские решения, но и, наоборот, возвращения к бессмертной классике. Петр Фоменко стремился восстановить в своем театре как можно больше забытых архивных спектаклей. К сожалению, не все его планы осуществились, но один из таких спектаклей он все же успел поставить – «Безумная из Шайо» Жана Жироду. Но даже в возрождении чужого произведения чувствуется знакомая рука мастера. Спектакль не стал реконструкцией, Петр Фоменко все равно наполнил его новыми актуальными смыслами. Так, история о четырех безумцах, спасающих Париж от нефтяников, обрела даже новую концовку, наиболее подходящую для современной реальности.   

Спектакль «Египетская марка»

Египетская марка. Мастерская П. Фоменко. Фото Михаил Гутерман

Спектакль по мотивам самого странного произведения Осипа Мандельштама, события которого происходят сразу после Февральской революции 1917 года, расскажет тривиальную историю маленького человека. Но суть здесь совсем не в сюжете. «Египетская марка» — многослойное и символистское произведение, которое почти невозможно пересказать, а поставить на сцене, думается, вовсе не возможно. Но Петр Фоменко доказал, что для театральной сцены нет никаких границ, а поставить можно даже самое загадочное произведение.

Спектакль «Он был титулярный советник»

Он был титулярный советник. Мастерская П.Фоменко. Фото Михаила Гутермана

Моноспектакль, основанный на повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего», начинается как абсурдистская комедия про еще одного маленького чиновника. Но постепенно смешные амбиции Поприщина доходят до настоящего безумия, а действия спектакля приобретают все более устрашающие гротескные черты. Эта постановка с Алексеем Горячевым в главной роли по праву считается одной из лучших интерпретаций произведения Николая Гоголя, способная открыть классика с новой и неожиданной стороны.     

Спектакль «Триптих»

Триптих. Мастрская П.Фоменко. Фото с сайта театра

Постановка состоит из трех актов, которые включают в себя произведения Александра Пушкина: «Граф Нулин», «Маленькие трагедии» и лирические отрывки поэта. Множество фрагментов, созданных классиком в разное время, переплетаются в спектакле Петра Фоменко совершенно удивительным образом. Так, словно одеяло из разноцветных лоскутов, режиссер живым и динамичным театральным языком показывает зрителям многогранность личности Александра Пушкина в той мере, насколько вообще возможно отразить его гений.     

Подготовлено редакцией журнала «Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *