16 апреля 2019

Спектакли с необычной рассадкой

В последнее время театры все чаще отходят от хрестоматийности, решаясь на самые смелые эксперименты с пространством. В нашей сегодняшней подборке – спектакли с необычной рассадкой зрителей.

«В ожидании Годо»

Режиссер: Владимир Бельдиян

В ожидании Годо. Фото Е. Люлюкин.
Предоставлено пресс-службой театра им. Евг. Вахтангова

В пьесе Сэмюэля Беккета рассказана трогательная история о бродягах, живущих на обочине жизни, повязанных друг с другом общностью судьбы, надежд и ожиданий.Они бесконечно одиноки в этом мире, где счастливые истории всегда чужие. Каждый день они встречаются под засохшим деревом и ждут. В этом спектакле клоунада органично соседствует с трагедией, мистика – с реальным миром.

Где: Театр Вахтангова, Симоновская сцена

Рассадка зрителей: первоедействие – в Камерном зале, второе – в зале «Амфитеатр».

«Демон. Вид сверху»

Режиссер: Дмитрий Крымов

Демон. Вид сверху. Предоставлено пресс-службой ШДИ

Отправной точкой для этого спектакля стало как раз пространство – зал «Глобус» «Школы драматического искусства». «Поэма Лермонтова – повод посмотреть на нашу жизнь сверху, «пролетев» над годами, веками, искусствами, страстями, судьбами и ошибками,– считает Дмитрий Крымов. – Посмотреть критически и скептическим – взглядом существа, которое никогда никого не любило и вдруг полюбило. И вот оно смотрит на человечество. Кто они, эти люди? Как они рождаются, умирают, влюбляются?Взгляд сверху – это смешно: люди кажутся маленькими, суетятся, как муравьи,трудятся, совершают поступки. Оттуда, сверху, эти поступки кажутся жалкими и грустными. Но именно в этой обреченности большое достоинство и мудрость». В спектакле звучит музыка Баха и Чайковского, звуки ветра, дождя, плеска воды, гудков пароходов, разрывов снарядов, лая собаки, карканья ворон, азбуки Морзе, скрипа шагов на снегу, голос Льва Толстого. 

Где: «Школа драматического искусства», зал «Глобус»

Рассадка зрителей: на ярусах над сценой

«Кант»

Режиссер: Миндаугас Карбаускис

Кант. Предоставлено пресс-службой театра им. Вл.Маяковского

В пространстве художника Сергея Бархина – шестиграннике-амфитеатре, покрытом алым бархатом –идет обед философа Иммануила Канта. В Кенигсберге безоблачное небо, и все хорошо. Точнее, плохо: с природой что-то не то, не улетают птицы и не опадают яблоки.У Канта традиционная встреча с гостями: как известно, философ выработал правила застольной беседы – шутка способствует пищеварению, и не надо перескакивать в диалоге с одного предмета на другой, все должно идти ровно, без страстей и так далее. И вот, по этим законам за трапезой течет необязательный разговор – о потребности в женщинах и счастье жить без них, о том, почему шатаются стулья и каким образом французы подняли в небо воздушный шар. Мужской разговор прерывает звонок в дверь – это девушка Фоби, племянница приятеля Канта. В спектакле звучит музыка Шуберта в исполнении фортепиано и струнного квартета. 

Где: Театр им. Маяковского, Основная сцена

Рассадка зрителей: на сцене, вокруг декорации

«Проблема»

Режиссер: Алексей Бородин

Проблема. Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Казалось бы ,современная наука может объяснить все. Человека уж точно. Он разобран на части и сложен обратно. Его клетки и гормоны рассортированы и разложены по полкам, как товары в супермаркете. И все-таки есть что-то, объяснению не поддающееся. Одни называют это душой, другие – сознанием, а главные герои пьесы Тома Стоппарда спорят о проблеме. Молодые ученые из Института мозга уверены, что эгоизм и альтруизм, самопожертвование, любовь и ответственность можно рассмотреть под микроскопом. И не понимают того, что это не они исследуют проблему, а проблема целиком и полностью владеет ими.

Где: РАМТ, Большая сцена

Рассадка зрителей: на сцене

«Человек из Подольска Сережа очень тупой»

Режиссер: Марина Брусникина

Спектакль режиссера Марины Брусникиной и художника Саввы Савельева по двум пьесам Дмитрия Данилова сделан на перекрестье театра и современного искусства – уже на подходе к «Практике»зритель оказывается в пространстве инсталляции, где становится одновременно и наблюдателем, и объектом наблюдения. Здесь у каждого есть возможность получить уникальный опыт, посмотреть свой отдельный спектакль: обе пьесы идут одновременно на двух сценах, а порядок просмотра влияет на восприятие.

Человек из Подольска Сережа очень тупой. Фото А. Куров, предоставлено пресс-службой театра «Практика.

Спектакль рассказывает парадоксальную историю о современном городском жителе и его отношениях с миром, о непредсказуемой реальности, в которой герою приходится отказаться от привычного взгляда на вещи, пересмотреть шаблонное восприятие повседневности. Прессинг обстоятельств, экстремальные ситуации, чувство незащищенности прерывают мирный ход будней и заставляют вступать в иную коммуникацию с действительностью. 

Где: театр «Практика»

Рассадка зрителей: две пьесы идут параллельно на Большой и Малой сцене. В антракте зрители меняются местами, чтобы досмотреть недостающий фрагмент.

Подготовлено редакцией журнала «Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *