1634pпп4> апреля 201934pпп4>
Спектакли с необычной рассадкой
В последнее время театры все чаще отходят от хрестоматийности, решаясь на самые смелые эксперименты с пространством. В нашей сегодняшней подборке – спектакли с необычной рассадкой зрителей.
«В ожидании Годо»
Режиссер: Владимир Бельдиян
В ожидании Годо. Фото Е. Люлюкин.
Предоставлено пресс-службой театра им. Евг. Вахтангова
В пьесе Сэмюэля Беккета рассказана трогательная история о бродягах, живущих на обочине жизни, повязанных друг с другом общностью судьбы, надежд и ожиданий.Они бесконечно одиноки в этом мире, где счастливые истории всегда чужие. Каждый день они встречаются под засохшим деревом и ждут. В этом спектакле клоунада органично соседствует с трагедией, мистика – с реальным миром.
Где:
Театр Вахтангова, Симоновская сцена
Рассадка зрителей: первоедействие – в Камерном зале, второе – в зале «Амфитеатр».
«Демон. Вид сверху»
Режиссер: Дмитрий Крымов
Демон. Вид сверху. Предоставлено пресс-службой ШДИ
Отправной точкой для этого спектакля стало как раз пространство – зал «Глобус» «Школы драматического искусства». «Поэма Лермонтова – повод посмотреть на нашу жизнь сверху, «пролетев» над годами, веками, искусствами, страстями, судьбами и ошибками,– считает Дмитрий Крымов. – Посмотреть критически и скептическим – взглядом существа, которое никогда никого не любило и вдруг полюбило. И вот оно смотрит на человечество. Кто они, эти люди? Как они рождаются, умирают, влюбляются?Взгляд сверху – это смешно: люди кажутся маленькими, суетятся, как муравьи,трудятся, совершают поступки. Оттуда, сверху, эти поступки кажутся жалкими и грустными. Но именно в этой обреченности большое достоинство и мудрость». В спектакле звучит музыка Баха и Чайковского, звуки ветра, дождя, плеска воды, гудков пароходов, разрывов снарядов, лая собаки, карканья ворон, азбуки Морзе, скрипа шагов на снегу, голос Льва Толстого.
Где: «Школа драматического искусства», зал «Глобус»
Рассадка зрителей: на ярусах над сценой
«Кант»
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Кант. Предоставлено пресс-службой театра им. Вл.Маяковского
В пространстве художника Сергея Бархина – шестиграннике-амфитеатре, покрытом алым бархатом –идет обед философа Иммануила Канта. В Кенигсберге безоблачное небо, и все хорошо. Точнее, плохо: с природой что-то не то, не улетают птицы и не опадают яблоки.У Канта традиционная встреча с гостями: как известно, философ выработал правила застольной беседы – шутка способствует пищеварению, и не надо перескакивать в диалоге с одного предмета на другой, все должно идти ровно, без страстей и так далее. И вот, по этим законам за трапезой течет необязательный разговор – о потребности в женщинах и счастье жить без них, о том, почему шатаются стулья и каким образом французы подняли в небо воздушный шар. Мужской разговор прерывает звонок в дверь – это девушка Фоби, племянница приятеля Канта. В спектакле звучит музыка Шуберта в исполнении фортепиано и струнного квартета.
Где: Театр им. Маяковского, Основная сцена
Рассадка зрителей: на сцене, вокруг декорации
«Проблема»
Режиссер: Алексей Бородин
Проблема. Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Казалось бы ,современная наука может объяснить все. Человека уж точно. Он разобран на части и сложен обратно. Его клетки и гормоны рассортированы и разложены по полкам, как товары в супермаркете. И все-таки есть что-то, объяснению не поддающееся. Одни называют это душой, другие – сознанием, а главные герои пьесы Тома Стоппарда спорят о проблеме. Молодые ученые из Института мозга уверены, что эгоизм и альтруизм, самопожертвование, любовь и ответственность можно рассмотреть под микроскопом. И не понимают того, что это не они исследуют проблему, а проблема целиком и полностью владеет ими.
Где: РАМТ, Большая сцена
Рассадка зрителей: на сцене
«Человек из Подольска Сережа очень тупой»
Режиссер: Марина Брусникина
Спектакль режиссера Марины Брусникиной и художника Саввы Савельева по двум пьесам Дмитрия Данилова сделан на перекрестье театра и современного искусства – уже на подходе к «Практике»зритель оказывается в пространстве инсталляции, где становится одновременно и наблюдателем, и объектом наблюдения. Здесь у каждого есть возможность получить уникальный опыт, посмотреть свой отдельный спектакль: обе пьесы идут одновременно на двух сценах, а порядок просмотра влияет на восприятие.
Человек из Подольска Сережа очень тупой. Фото А. Куров, предоставлено пресс-службой театра «Практика.
Спектакль рассказывает парадоксальную историю о современном городском жителе и его отношениях с миром, о непредсказуемой реальности, в которой герою приходится отказаться от привычного взгляда на вещи, пересмотреть шаблонное восприятие повседневности. Прессинг обстоятельств, экстремальные ситуации, чувство незащищенности прерывают мирный ход будней и заставляют вступать в иную коммуникацию с действительностью.
Где: театр «Практика»
Рассадка зрителей: две пьесы идут параллельно на Большой и Малой сцене. В антракте зрители меняются местами, чтобы досмотреть недостающий фрагмент.
Подготовлено редакцией журнала «Театрал»