1 апреля 2019

Эпоха в лицах

Борис Пастернак, Вацлав Нижинский, Фрида Кало. Люди, которые остались навсегда в истории искусства. Однако платой за право создать шедевр нередко становились личные трагедии, утраты и разочарования. Сегодня творчество знаменитых мастеров все чаще подвергается переосмыслению, а сами они обретают новую жизнь на театральных подмостках.

«Маяковский»

Спектакль «Маяковский», Театр Луны

Режиссер: Александр Рыхлов

В репертуаре Театра Луны есть музыкально-драматический спектакль по стихам Владимира Маяковского. Это история о поэте, который не принимал все устоявшееся и признанное, но в итоге стал классиком. История о человеке, который создавал новый мир, но не нашел в нем места для себя. Большая любовь, дружба и предательство, разочарования и мечты – все это стремительно проносится перед зрителем под тревожный аккомпанемент ХХ века.

Где: Театр Луны

«Нездешний сад. Рудольф Нуреев»


«Нездешний сад. Рудольф Нуреев»

Режиссер: Роман Виктюк

Когда-то Роман Виктюк обещал Рудольфу Нурееву поставить о нем спектакль. И выполнил свое обещание, обратившись к пьесе драматурга Азата Абдуллина. В одном из интервью Абдуллин признался, что его пьеса «не о Нурееве – танцовщик лишь служит прототипом. Эта пьеса об изгнании и признании, о великой силе духа, о таланте». В этом смысле Виктюк идет вслед за драматургом, продолжая в спектакле одну из главных тем своего творчества – тему трагической и прекрасной судьбы художника в мире, его конфликта с посредственностью, его обреченности на вечный поиск идеала.

Где: Театр Романа Виктюка

 «Нижинский. Гениальный идиот»


«Нижинский. Гениальный идиот» 

Режиссер: Лейла Абу-аль-Кишек

Работа над историей Вацлава Нижинского началась с изучения документальных материалов, дневников выдающегося танцовщика и интервью его современников. Специально для спектакля драматург Ника Симонова написала текст «Танец солнца». «Наши персонажи – Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский – говорят словами, которые в начале ХХ века действительно были написаны или сказаны этими знаковыми для истории мировой культуры людьми. Вместе с нашей творческой группой мы выбирали главные для нас события, фантазировали, домысливали», – рассказывает драматург. По ее словам, история Нижинского – это история о солнечном человеке, для которого лишиться возможности танцевать – все равно что сойти с ума или перестать существовать. Это история о трагическом несоответствии силы таланта и силы личности. Рассказ о легендарном танцовщике, хореографе, предугадавшем развитие всего современного танца в преддверии Первой мировой войны. Роль танцовщика в спектакле играет актриса Аделина Гизатуллина.

Лейла Абу-аль-Кишек, режиссер: 

Нижинский – один из самых загадочных танцовщиков в истории мирового балета. Углубившись в его короткую, но яркую творческую жизнь мы встретились с большим количеством противоречий. Сам Нижинский ассоциировал себя с главным героем романа Достоевского «Идиот». И в этом есть правда: он был смелым гением на сцене, но абсолютно бесхитростным, до наивности честным человеком в обыденной жизни. Прыжок Нижинского стал легендой, способность перевоплощения потрясали зрителей и критиков, а смелые хореографические эксперименты открыли новый век танца. Но что стало причиной гибели столь яркого таланта? Поиски ответа на этот вопрос привели нас к неожиданным открытиям, которые легли в основу истории о«Гениальном идиоте».

Где: Театр им. Вахтангова

«Пастернак. Сестра моя – жизнь»


«Пастернак. Сестра моя – жизнь»

Режиссер: Максим Диденко

К Борису Пас­терна­ку от­но­сились не­од­нознач­но лю­ди са­мых раз­ных ху­дожест­вен­ных вку­сов и по­лити­чес­ких взгля­дов, и эта не­од­нознач­ность привлекла ре­жис­се­ра Мак­си­ма Ди­ден­ко не мень­ше, чем литературное нас­ле­диепоэта. Ди­ден­ко ста­вит спектакли на пе­ресе­чении пер­форман­са, фи­зичес­ко­готе­ат­ра и мю­зик­ла. В спек­такле «Пас­тернак. Сест­ра моя – жизнь» ак­те­ры стар­ше­го по­коле­ния чи­та­ют сти­хи, а мо­лодые ар­тисты не толь­ко по­ют, но и «тан­цу­ют» их, на­ходя плас­ти­чес­кое воп­ло­щение по­эти­чес­ких об­ра­зов. В спек­такле при­сутс­тву­ют сра­зу три Пас­терна­ка в трех раз­ных воз­растах. Од­но­го из них иг­ра­ет Ве­ни­амин Сме­хов: «Ра­бота Мак­си­ма Диденко – это ко­лос­саль­ное де­ло, ко­торое рас­ши­ря­ет зри­тель­ское умоз­ре­ние. Это ин­теллек­ту­аль­ный цирк, ин­теллек­ту­аль­ный кар­на­вал, в ко­тором зву­ки, чувс­тва, фан­та­зия со­еди­ня­ют­ся, жи­вут и ды­шат».

Где: «Гоголь-центр»

«Фрида. Жизнь в цвете»

«Фрида. Жизнь в цвете», театр им. Вахтангова

Режиссер: Лейла Абу-аль-Кишек

Пьеса Ники Симоновой «Фрида. Жизнь в цвете» посвящена всемирно известным мексиканским художникам Фриде Кало и Диего Ривере. Это рассказ об их творчестве, любви, противоречиях, спорах и примирениях, об их непростой судьбе – изменах и расставаниях, которые неспособны были разрушить их творческую общность. 

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в пригороде Мехико. В восемнадцать лет она попала в тяжелую аварию и получила серьезные травмы, год была прикована к постели, а после лечилась всю жизнь. Именно после трагедии она в первые занялась живописью. В 1929 году художница вышла замуж за Диего Риверу, ей было 22, ему – 43. Их сближало не только искусство, но и общие политические убеждения – коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего». 

Лейла Абу-аль-Кишек, режиссер:

– Творчество Фриды Кало неотделимо от ее жизни, большинство ее картин автобиографичны. Ее жизнь настолько насыщена событиями, что может послужить вдохновением для множества драматических произведений. Каждая картина – маленькая пьеса. За три дня до смерти Фрида напишет картину «Viva la Vida!». Это название звучит как манифест всей ее жизни, которую она прожила с благодарностью, несмотря на множество трагических обстоятельств. Спектакль «Фрида. Жизнь в цвете» о том, что скрыто за яркими и отчасти наивными картинами Фриды Кало. Это история об одиночестве, страсти, боли, любви и предназначении.

Вспектакле используются документальные материалы,отрывки из дневника Фриды Кало, фрагменты интервью Диего Риверы. Звучит народная мексиканская музыка.

Где: Театр им. Вахтангова

Подготовлено редакцией журнала«Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *