129pпп4> апреля 201929pпп4>
Эпоха в лицах
Борис Пастернак, Вацлав Нижинский, Фрида Кало. Люди, которые остались навсегда в истории искусства. Однако платой за право создать шедевр нередко становились личные трагедии, утраты и разочарования. Сегодня творчество знаменитых мастеров все чаще подвергается переосмыслению, а сами они обретают новую жизнь на театральных подмостках.
«Маяковский»
Режиссер: Александр Рыхлов
В репертуаре Театра Луны есть музыкально-драматический спектакль по стихам Владимира Маяковского. Это история о поэте, который не принимал все устоявшееся и признанное, но в итоге стал классиком. История о человеке, который создавал новый мир, но не нашел в нем места для себя. Большая любовь, дружба и предательство, разочарования и мечты – все это стремительно проносится перед зрителем под тревожный аккомпанемент ХХ века.
Где: Театр Луны
«Нездешний сад. Рудольф Нуреев»
Режиссер: Роман Виктюк
Когда-то Роман Виктюк обещал Рудольфу Нурееву поставить о нем спектакль. И выполнил свое обещание, обратившись к пьесе драматурга Азата Абдуллина. В одном из интервью Абдуллин признался, что его пьеса «не о Нурееве – танцовщик лишь служит прототипом. Эта пьеса об изгнании и признании, о великой силе духа, о таланте». В этом смысле Виктюк идет вслед за драматургом, продолжая в спектакле одну из главных тем своего творчества – тему трагической и прекрасной судьбы художника в мире, его конфликта с посредственностью, его обреченности на вечный поиск идеала.
Где: Театр Романа Виктюка
«Нижинский. Гениальный идиот»
Режиссер: Лейла Абу-аль-Кишек
Работа над историей Вацлава Нижинского началась с изучения документальных материалов, дневников выдающегося танцовщика и интервью его современников. Специально для спектакля драматург Ника Симонова написала текст «Танец солнца». «Наши персонажи – Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский – говорят словами, которые в начале ХХ века действительно были написаны или сказаны этими знаковыми для истории мировой культуры людьми. Вместе с нашей творческой группой мы выбирали главные для нас события, фантазировали, домысливали», – рассказывает драматург. По ее словам, история Нижинского – это история о солнечном человеке, для которого лишиться возможности танцевать – все равно что сойти с ума или перестать существовать. Это история о трагическом несоответствии силы таланта и силы личности. Рассказ о легендарном танцовщике, хореографе, предугадавшем развитие всего современного танца в преддверии Первой мировой войны. Роль танцовщика в спектакле играет актриса Аделина Гизатуллина.
Лейла Абу-аль-Кишек, режиссер:
Нижинский – один из самых загадочных танцовщиков в истории мирового балета. Углубившись в его короткую, но яркую творческую жизнь мы встретились с большим количеством противоречий. Сам Нижинский ассоциировал себя с главным героем романа Достоевского «Идиот». И в этом есть правда: он был смелым гением на сцене, но абсолютно бесхитростным, до наивности честным человеком в обыденной жизни. Прыжок Нижинского стал легендой, способность перевоплощения потрясали зрителей и критиков, а смелые хореографические эксперименты открыли новый век танца. Но что стало причиной гибели столь яркого таланта? Поиски ответа на этот вопрос привели нас к неожиданным открытиям, которые легли в основу истории о«Гениальном идиоте».
Где: Театр им. Вахтангова
«Пастернак. Сестра моя – жизнь»
Режиссер: Максим Диденко
К Борису Пастернаку относились неоднозначно люди самых разных художественных вкусов и политических взглядов, и эта неоднозначность привлекла режиссера Максима Диденко не меньше, чем литературное наследиепоэта. Диденко ставит спектакли на пересечении перформанса, физическоготеатра и мюзикла. В спектакле «Пастернак. Сестра моя – жизнь» актеры старшего поколения читают стихи, а молодые артисты не только поют, но и «танцуют» их, находя пластическое воплощение поэтических образов. В спектакле присутствуют сразу три Пастернака в трех разных возрастах. Одного из них играет Вениамин Смехов: «Работа Максима Диденко – это колоссальное дело, которое расширяет зрительское умозрение. Это интеллектуальный цирк, интеллектуальный карнавал, в котором звуки, чувства, фантазия соединяются, живут и дышат».
Где: «Гоголь-центр»
«Фрида. Жизнь в цвете»
Режиссер: Лейла Абу-аль-Кишек
Пьеса Ники Симоновой «Фрида. Жизнь в цвете» посвящена всемирно известным мексиканским художникам Фриде Кало и Диего Ривере. Это рассказ об их творчестве, любви, противоречиях, спорах и примирениях, об их непростой судьбе – изменах и расставаниях, которые неспособны были разрушить их творческую общность.
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в пригороде Мехико. В восемнадцать лет она попала в тяжелую аварию и получила серьезные травмы, год была прикована к постели, а после лечилась всю жизнь. Именно после трагедии она в первые занялась живописью. В 1929 году художница вышла замуж за Диего Риверу, ей было 22, ему – 43. Их сближало не только искусство, но и общие политические убеждения – коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего».
Лейла Абу-аль-Кишек, режиссер:
– Творчество Фриды Кало неотделимо от ее жизни, большинство ее картин автобиографичны. Ее жизнь настолько насыщена событиями, что может послужить вдохновением для множества драматических произведений. Каждая картина – маленькая пьеса. За три дня до смерти Фрида напишет картину «Viva la Vida!». Это название звучит как манифест всей ее жизни, которую она прожила с благодарностью, несмотря на множество трагических обстоятельств. Спектакль «Фрида. Жизнь в цвете» о том, что скрыто за яркими и отчасти наивными картинами Фриды Кало. Это история об одиночестве, страсти, боли, любви и предназначении.
Вспектакле используются документальные материалы,отрывки из дневника Фриды Кало, фрагменты интервью Диего Риверы. Звучит народная мексиканская музыка.
Где: Театр им. Вахтангова
Подготовлено редакцией журнала«Театрал»