1901pпп3> марта 201901pпп3>
Иностранцы в России
Где увидеть спектакли зарубежных режиссеров?
«Вакханки»
Режиссер: Теодорос Терзопулос
Бог Дионис возвращается в родные Фивы, чтобы отомстить царю Пенфею, который не признает его божественной природы. Дионис сводит с ума знатных женщин города, и они уходят на гору Киферон поклоняться ему – становятся вакханками. Конфликт Диониса и Пенфея – это конфликт инстинктаи логики. Когда одно или другое присутствует в человеке без меры, его ждут жестокие последствия. Энергию древнегреческого театра, дионисийского буйства Теодорос Терзопулос помещает в четкую форму, свойственную его спектаклям. Приэтом он соединяет российскую театральную традицию с традицией древнегреческой трагедии.
Где: Электротеатр «Станиславский»
«Демоны»
Режиссер: Элмар Сеньков
Пьесу современного шведского драматурга
Ларса Нурена с большой дозой абсурдистского юмора ставит молодой латышский
режиссер Элмар Сеньков. Спектакль рассказывает историю двух супружеских пар,
живущих в одном многоквартирном доме. За фасадом благополучных семей
– неподъемный груз взаимного раздражения и душевных травм. Глубокое
погружение в текст и тончайший психологизм, которые Сеньков предпочитает
броским внешним эффектам, – визитная карточка его работ. Историю про отношения
он способен превратить в настоящий триллер.
Элмар
Сеньков, режиссер:
– Франк и Катарина живут вместе.
Их чувства колеблются от любви до ненависти. Однажды вечером к ним в
гости заходят соседи –Томас и Йенна. В этот вечер обе пары не просто
приятно проводят время вместе, выпивая и болтая. Выяснение отношений
на публике внезапно вскрывает те проблемы, о которых они не осмеливались
говорить до этого. И каждый из них пытается понять, как он живет, чего
хочет от другого, от себя самого и от мира. Пьеса Ларса Нурена говорит
о тех демонах, которые просыпаются в нас, когда мы очень стремимся к чему-то
настоящему. Это жестокая игра, в которой все персонажи пробуют найти
себя рядом с близким человеком.
Где: «Гоголь-центр»
«Рыцарь Пламенеющего Пестика»
Режиссер: Деклан Доннеллан
Иногда любовь публики к театру переходит все границы. Во время
спектакля «Лондонский купец», глубокомысленного и скучного представления, на
сцене внезапно появляется пара зрителей. У них есть несколько советов по
«улучшению» пьесы: место действия должно быть поэкзотичнее, рыцарь должен
совершать подвиги, а также стоит добавить песен и танцев… Неугомонная парочка
предлагает на главную роль своего племянника Ралфа, артиста-любителя. Ралф
забирается на сцену, и так «Лондонский купец» становится «Рыцарем Пламенеющего
Пестика».
Деклан Доннеллан,
режиссер:
– На первый взгляд забавная
история вскоре становится пугающей. Она ужасно напоминает наше время, когда,
имея выход в интернет и возможность беспрепятственно публиковать свои мысли по
любому вопросу, каждый считает себя экспертом. Конечно, все это рассказывается
в шутливой манере, однако вопросы здесь поднимаются достаточно серьезные. По
сути, это конфликт образованной части общества и толпы. Как все закончится? Как
и в любой хорошей пьесе, двояко. Народ добьется своего – разрушит спектакль. Но
нужно быть очень осторожным, когда получаешь желаемое.
Где: Театр им. Пушкина
«Суббота, воскресенье, понедельник»
Режиссер: Лука де Фуско
«Суббота, воскресенье, понедельник» – одна из
самых популярных пьес итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо. Написанная в
1959 году, она до сих пор частый гость на сценах многих стран мира. Сюжет
повествует о трех днях из жизни семьи неаполитанского торговца, состоящей из
трех поколений, живущих вместе. За три дня они успевают ссориться, ревновать,
скандалить, мириться и, в конце концов, объясниться в любви. Яркие характеры,
стремительно развивающийся сюжет делают пьесу занимательной. Она смешная, а
порой грустная, как и сама жизнь, с которой нужно примириться и начать все
сначала, успев разглядеть и понять друг друга за долгие годы совместного
союза. К счастью, все конфликты, случившиеся в субботу и воскресенье,
благополучно разрешаются в понедельник.
Лука де
Фуско, режиссер:
– Поставить один из шедевров
неаполитанского театра с русскими актерами – это большой вызов. Среди огромного
неаполитанского репертуара я выбрал нашего величайшего автора – Эдуардо де
Филиппо и мою любимую пьесу среди его выдающихся работ. Этот текст обладает
расплывчатым чеховским послевкусием, так как он рассказывает о маленьких
завистниках, маленьких обидах, которые становятся весомыми в атмосфере
напряженности и естественной склонности неаполитанцев преувеличивать, как бы
всегда играть определенную роль. Сам Эдуардо заставляет одного из своих героев
сказать, что семья Приоре похожа на театральную труппу.
И вырастающая в гротеск напряженность, и принцип
«театра в театре» связывают русскую и неаполитанскую культуры. Я старался
подчеркнуть эти аспекты вместе с ипохондрией главного героя, который постоянно
отказывается от жизни, стремясь скрыться от света, бьющего в комнату сквозь
окна.
Где: Театр им. Вахтангова
«Сказки Пушкина»
Режиссер: Роберт Уилсон
Роберт Уилсон – один из крупнейших представителей театрального
авангарда конца ХХ – начала XXI века. Уилсон создал особый театральный стиль,
который находится на стыке драматического театра и современного искусства,
кинематографа и пантомимы, цирка и современного танца. В основе первого
оригинального российского спектакля Уилсона лежит несколько сказок Пушкина:
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике
его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Медведиха», а также фрагменты поэмы
«Руслан и Людмила».
Для создания световой и сценографической партитуры спектакля
Уилсон провел исследование, в котором подробно изучил не только сами сказки, но
и различные иллюстрации к ним, историю их появления, фольклорные составляющие и
т. д. Из всего этого возник ряд сложных визуальных образов, являющихся
важнейшими элементами постановки.
Где: Театр наций