4 февраля 2019

«Вышли из гоголевской «Шинели»

Постановки к 210-летию со дня рождения великого сатирика

В 2019 году исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Его острое перо по-прежнему актуально. В столичных театрах с неизменным успехом идут постановки его знаменитых пьес «Ревизор», «Женитьба»,«Игроки». Впрочем, и гениальная проза Гоголя вызывает огромный интерес у современных режиссеров, будоражит их творческую фантазию, так что каждый зритель сможет найти постановку на свой вкус.

«Женитьба».

Театр им. Вл. Маяковского

Женитьба, Театр им. Вл. Маяковского

Этот спектакль был поставлен Сергеем Арцибашевым, художественное оформление Олега Шейнциса. Здесь гоголевские герои — нелепые, несчастливые и,в сущности, славные люди, — каждый на свой манер, ищут родственную душу, и не могут найти. И мучительная надежда, и последнее отчаяние – слова здесь вполне уместные, ибо именно этими чувствами живут герои в высокие моменты спектакля. Из текста Гоголя Арцибашев извлек мощную энергетику, которую подхватили артисты. Кочкарев в неотразимом исполнении Михаила Филиппова. Художественная эклектика спектакля напоминает модный стиль «фьюжн»,сочетающий не сочетаемое. Окончательно превратиться в водевиль спектаклю мешает Игорь Костолевский (Подколесин). Именно у него сквозь шум и гам постановки неудержимо проступает что-то загадочное,даже трагическое — его Подколесин не просто сбегает со свадьбы, но олицетворяет вечную нерешительность и неспособность к счастью «русского человека на рандеву».

В спектакле играют Галина Беляева, Зоя Кайдановская, Любовь Руденко, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Алексей Дякин, Михаил Филиппов и др.

«…Души».

Мастерская П. Фоменко

Души, Мастерская П. Фоменко, фото Мих. Гутермана

Карнавальная мениппея – жанр, вбирающий в себя высокое и низкое, поэтому  в спектакле балаган и поиск истины, эксцентрика, сатира и всяческие нарушения общепринятых правил органично соединяются. Под звуки оркестра в карнавальном калейдоскопе спектакля вихляются и куражатся, как мелкие бесы, гоголевские персонажи. Панночка с ее мертвецкой хваткой, скорбящий по утерянному носу коллежский асессор Ковалев, сладкоречивый до тошноты Манилов – разноликое отребье карнавального ада, доведенное до абсурда. В этой чертовщине мертвых душ и Чичиков со своей вожделенной мечтой о собственности и капитале, с желанием серединного благополучия, умеренной сытости и «спокойного довольства». Современный человек из «ничего» делающий себе репутацию.

В спектакле принимают участие: Дмитрий Захаров, Фёдор Малышев, Алексей Колубков, Евгений Цыганов, ПолинаАгуреева и др.

Постановка ФёдораМалышева.

Сценография и свет — ВладиславФролов, костюмы — Павел Каплевич.

В спектакле звучит музыка собственного сочинения, а также фантазии на темы Шнитке, Вагнера, Шостаковича, Тома Уэйтса, Леонида Федорова и группы «АукцЫон».

«Женитьба»

«Ленком»

Женитьба, Ленком

«Драматургия Гоголя — наше великое культурное достояние, —говорит режиссер Марк Захаров. — И нерешительность Агафьи Тихоновны из «Женитьбы», что собирает желанный образ мужа из разных компонентов и, конечно, необычайное стремление Подколесина что-то изменить в своей жизни, потому что кругом «такая скверность», что хочется уже что-то…что-то изменить, на что-то решиться… сразу! Но самое главное все-таки – в самый ответственный момент выпрыгнуть в окно. Кстати, почти все нынешние реформы развиваются именно по этому сценарию. 

В спектакле играют Александра Захарова, Виктор Раков, Александр Збруев и др.

«Своими словами. Н.Гоголь «Мертвые души» (история подарка)».

Театр «Школа драматического искусства»

Своими словами. Н. Гоголь. «Мертвые души (история подарка)

 «Известно, что Николай Васильевич Гоголь получил сюжет своей поэмы «Мертвые души» в подарок от Александра Сергеевича Пушкина, — напоминает режиссер спектакля Дмитрий Крымов — Этому необычному,очень редко встречающемуся в писательском мире событию и посвящен наш спектакль. Редкому не только в обычном писательском мире, где, как говорит наш ведущий, писатели чаще воруют друг у друга сюжеты произведений, квартиры и даже жен, но и в жизни такого исключительно щедрого человека, каким был Александр Сергеевич. Что-то больше не известно случаев, чтобы он подарил кому-нибудь хотя бы маленький сюжетик (ну, кроме «Ревизора» тому же Гоголю). А тут все-таки «Мертвые души»… Странно! Вот про это и спектакль».

 «ГОГОЛЬ/НЕГОГОЛЬ».

Театральный центр на Страстном

ГОГОЛЬ/НЕГОГОЛЬ. Театральный центр на Страстном

Волна Гоголя захлестнула ВГИК. Студенты двух мастерских (Валерия Фокина и Александра  Михайлова), не сговариваясь, выпустили спектакли «Владимир III степени» и «Игроки» по пьесам авангардиста русского хоррора и комедии. «Игроки» – постановка режиссера-педагога Елены Арьковой (мастерская А. Я. Михайлова). Но это непривычные всем «Игроки», а мощный замес из современной музыки, остроумных ходов и свежего взгляда на пьесу. Актерам удается, не отступая от текста и замысла автора, наполнить зал энергией драйва, молодости и безумства. Здесь вы насладитесь смелой интерпретацией классики и окунетесь в мир невероятно обаятельных и гениальных аферистов, колесящих по просторам нашей необъятной Родины. «Владимир III степени» – режиссерский дебют студента ВГИКа Григория Артамонова (мастерская В. П. Фокина). Эта постановка – сквозная линия между несколькими произведениями. Со вкусом подобранные музыкальные композиции, чистота форм и линий, на фоне которых играет каждая деталь. В этом спектакле все существует намеками – и актерский ансамбль, и художественное оформление. Здесь вы не найдете смысла, морали и привычной истории. Зато попадете в безумный водоворот событий и персонажей,отчаянных поступков, ощутите бешеную жажду жизни героев. И поймете, что это ГОГОЛЬ, но… ЭТО НЕ ГОГОЛЬ!

«Ревизор. Версия».

Театр «Et cetera»

Ревизор. Версия. Фото Михаила Гутермана

Еще одна версия «Ревизора» из множества других: выдающихся постановок и канувших в лету, сохранившихся в истории и бесследно исчезнувших, поставленных в России и за рубежом. Какова же версия Стуруа? Анекдот, парадоксальные размышления о современном абсурде, или русская комедия масок? Наверное, и то, и другое, и третье. Но самое важное, как написал Андрей Максимов: «…остался Гоголь. Зал смеется и аплодирует репликам, написанным почти 200 лет назад… Великий текст звучит не хрестоматийно, а живо». В главной роли Александр Калягин. За эту работу  он  награжден театральной премией «Московского комсомольца» в категории «Мэтры: лучшая мужская роль», а также театральной премией «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая мужская роль» — за исполнение роли Хлестакова.

«Игроки».

Театр Апарте

Игроки. Театр Апарте

Яркая и динамичная постановка молодого режиссера Дмитрия Ефремова. Сюжетная интрига ипсихологическая дуэль. Классические персонажи Гоголя оживают в сегодняшнем дне. Действие держит в напряжении от первой до последней сцены. История одной игры, после которой жизнь героя уже никогда не будет прежней. Свою третью (после«Ревизора» и «Женитьбы») знаменитую комедию Гоголь предварил эпиграфом из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»: «Дела давно минувших дней». С самого начала Гоголь создает атмосферу лукавства. Поскольку речь идет не о каких-то полузабытых временах, а о самом что ни на есть настоящем, со всеми его нравственными проблемами. Пьеса «Игроки» написана с присущей Гоголю глубиной и искрометным чувством юмора. Режиссер Дмитрий Ефремов в постановке находит решение, которое подчеркивает современность и актуальность комедии Гоголя. Для этого необязательно искать специальные приемы и сценические эффекты, достаточно раскрыть замысел автора, который проступает через отношения персонажей. Стоит сказать, что вся пьеса написана в одном действии, без антрактов. Автор тем самым сохраняет интригу до конца. Можно сказать, что комедия создана Гоголем по аналогии с карточной игрой, в которую необходимо завлечь зрителя и отпустить только в самом финале. В пьесе отсутствуют положительные персонажи как таковые.Здесь все друг другу лгут, а правда говорится только обманутыми и вследствие обмана. Обман движет миром, но он же ведет его в бездну. Герой, считающий себя непревзойденным шулером, попадает в ловушку, которую некогда создавал сам.

Подготовлено редакцией журнала «Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *