27 декабря 2018

Праздник наоборот или почему для артистов Новый год – не всегда радость.

В Малом театре служил Роман Филиппов – фактурный, колоритный актер (многие зрители помнят его по фильму «Бриллиантовая рука»), который в Новый год играл Деда Мороза на елках. Однажды первого января, как полагается, его окружили юные зрители: «Дедушка, а ты принес подарки? Дедушка, а почему ты молчишь?» – «Заболел ваш дедушка…», – грустно пробасил Филиппов, сел на пенек и не вставал до конца елки.

Роман Филиппов — Дед Мороз. Архив Театрала.

Театр и Новый год для артистов старшего поколения – тема особая. Почему старшего? Потому что в последние годы театры перестали играть спектакли утром 1 января. И всегда с этой датой было связано множество курьезных историй.

– У нас в Малом театре шел спектакль «Снежная королева», – говорит актер Дмитрий Кознов, – 31-го числа отыграл я, а на следующий день должен был играть напарник. Перед Новым годом мы с ним попрощались. Но утром первого января я решил его разыграть. Спрятавшись в гримерке, нарядился в костюм оленя, прицепил рога, сделал грим, как у него. И вот настал момент перед выходом оленя. Мой напарник стоит в стойле у маленькой разбойницы, отделенный ширмой от зала, подает реплики, стучит копытами, очень искренне мычит. А я стою напротив, невидимый для зала, и в точности повторяю его движения, как в зеркале. В какой-то момент он это замечает, и я вижу в его глазах – жуткий страх! Человек с похмелья видит себя со стороны! Он так испугался, что я стал переживать за наш спектакль. Когда, в итоге, он убедился, что это розыгрыш, то сказал мне такие добрые, ласковые, древние, отборные слова, что я повторить их в печати не решаюсь.

Настоящие трагедии случались в ТЮЗах. Ненависть к зрителям была лютая: мол, чего ж вам не спится?

– Никому эти утренники были не нужны, – считает актриса Маргарита Лобанова. – Артисты подшофе, родители сонные и только несчастные дети смотрят на сцену в ожидании чуда. Например, шла «Белоснежка и семь гномов». И в одной из сцен гномы стоят в ряд, и их представляют зрителям: Понедельник, Вторник, Среда и так далее. Но так случилось,что артист, игравший гномика — Вторника, накануне встречал Новый год в ресторане ВТО (Всесоюзное театральное общество. – Ред.). И вот он стоит в шеренге,начинается перечисление гномов, доходят до него и говорят: «Вэтэорник», намекая тем самым на ресторан. Никто в зале понять не может эти намеки, а артисты просто изводят друг друга своими подколками.

Однажды произошел и вовсе невероятный случай:

– В 10 утра 1 января мы играли «Теремок», – продолжает актриса. – А поскольку спектакль к тому времени шел каждый день по нескольку раз, то для разнообразия кто-то предложил поменяться ролями. То есть актриса, игравшая Мышку-Нарушку, становилась Лягушкой-Квакушкой, Лисичка-Сестричка становилась Зайчиком-Побегайчиком и так далее. Костюмы перешивать не требовалось – все артистки были одинаковой комплекции. Спектакль начался хорошо. И вдруг доходит очередь до Лягушки-Квакушки: «Дети, я Мышка-Нарушка», – говорит она. Коллеги по сцене ей тихо подсказывают: «Нет, мы ведь поменялись ролями. Сейчас ты Лягушка-Квакушка». Актриса продолжает: «Нет уж, извините, я Мышка-Нарушка». А сама стоит в зеленом лягушечьем костюме. «Погоди, – говорят ей. – Сегодня ты Лягушка-Квакушка». И на сцене начинается жесточайший спор. В это время вся остальная «живность», которая уже сидела в Теремке, взвыла от хохота. Теремок затрясся, поскольку у артистов началась истерика, потом они выскочили оттуда и бросились за кулисы – дохохатывать.

Новогодняя ёлка. Ирина Муравьева в роли Снегурочки.

Впрочем, не только утренники, но и вечерние спектакли 1 января не обходились без курьезов.

– Служил в московском ТЮЗе пожилой артист Борис Иванович, для которого единственной возможностью заработать дополнительные деньги к скромному окладу было участие в  детских утренниках, — говорит актер Владимир Качан. – В новогоднем сценарии Борис Иванович бессменно исполнял роль собаки. В тот злополучный день он уже с утра отыграл свои пять-семь «собак» и жутко устал. До ухода на пенсию ему оставалось два месяца, и ждал он этого события с нетерпением. Перед вечерним спектаклем Борис Иванович прикорнул в каморке за сценой, а шел спектакль «Грозовой год», в котором он исполнял роль рабочего, вбегающего в кабинет Ленина с очередным известием. Открылся занавес, Ленин сидит на сцене за своим столом, пишет, а никто не идет. Кинулись искать Бориса Ивановича, нашли, вытолкали на сцену прямо в кабинет Ленина. И тут Борис Иванович, не успев продрать глаза, стал лаять, чем сильно озадачил вождя мирового пролетариата. Через секунду, осознав, что натворил, незадачливый пролетарий застыл посреди сцены, закрыв лицо руками. Что пережил несчастный актер в это мгновенье сейчас даже трудно представить! Ведь в те времена это могло сойти за политическую провокацию, запросто могли выгнать с позором из театра без всякой пенсии! На вопрос Ленина: «Вам что, товарищ?», – Борис Иванович пролепетал: «Простите, Владимир Ильич», – и вышел. Как Ленин сдержал смех и доиграл спектакль – это, конечно, загадка, но за кулисами с ним случилась истерика. На следующий день был товарищеский суд: Борису Ивановичу влепили выговор, но на пенсию все равно проводили с почетом.

И, наконец, еще одна новогодняя история – от актрисы Театра на Малой Бронной Веры Бабичевой:

– Я работала в Ереване. И меня назначили играть Снегурочку в Президиуме верховного совета Армении, где проходил утренник для детей. Более нелепую картину трудно себе представить, поскольку я высокая, черноволосая и очень харизматичная. Мне в самый раз Бабу Ягу играть, но только не Снегурочку. В общем, когда начался праздник, я завопила истерическим голосом: «Родители, разойдитесь! Дети, давайте позовем Дедушку Мороза…» Бедные армянские дети от страха прижимались к папам и мамам. Но папы, похоже, остались праздником довольны, поскольку костюм Снегурочки мне в театре не выдали, и я взяла что-то из наряда Принцессы (играла ее в театре), но главное – проводила елку в короткой юбочке и облегающих белых колготках. В итоге, дети шарахались от меня, а папы, наоборот, к концу праздника подходили все ближе.

Подготовлено редакцией журнала «Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *