1 ноября 2018

Топ-5 постановок Кирилла Серебренникова

Известный режиссер Кирилл Серебренников уже больше года находится под домашним арестом. Судебные разбирательства по меньшей продлятся еще полгода. Тем временем постановки Серебренникова продолжают собирать аншлаги на многих столичных сценах. Только за сезон 2017-2018 режиссер был трижды номинирован на премию «Золотая маска» —  за сценографию балета «Нуреев» в Большом театре, а также как режиссер и сценограф спектакля «Маленькие трагедии» в Гоголь-центре. Эти и другие спектакли в ближайшее время можно увидеть в Москве.

Кирилл Серебренников. Фото Анастасии Гайдуковой.

Гоголь-центр, «Обыкновенная история»

В этой постановке Кирилл Серебренников выступает сразу в трех ипостасях: как режиссер, как художник и как автор инсценировки. «У русской классической литературы — страшная судьба: она ссылается в школу, в школьную программу, и становится любимым материалом для ТЮЗов. Но во второй половине XIX века, когда «Обыкновенная история» вышла, она была одним из самых полемичных и ярких романов, самых обсуждаемых, и вызывала такие же острые дискуссии, как те, что проходят сейчас вокруг книг Владимира Сорокина или Захара Прилепина. Словом, это была сильная по своему воздействию литература. Хотелось бы, чтобы у нас она прозвучала на таком же уровне остроты и полемичности», — говорит о постановке сам Серебренников.

Согласно сюжету, молодой и восторженный Александр Адуев приезжает в Петербург из провинции, готовый покорить весь мир. Но очень скоро все его идеалы оказываются растоптаны, а сам он повторяет судьбу своего практичного и бесстрастного дяди Петра. Чем эта история обернулась бы в XXI веке? Каким Адуев был бы сегодня? Что изменилось в российской жизни за 150 лет? Ответы на все эти вопросы вы узнаете, посмотрев спектакль.

«Герой нашего времени». Фото Дамира Юсупова.

Большой театр, «Герой нашего времени»

Инициатива соединить хореографа Юрия Посохова и режиссера Серебренникова в работе над новым балетом исходила от худрука балетной труппы Сергея Филина. «Подумайте, что это может быть», — сказал он Кириллу Серебренникову. «Герой нашего времени», — ответил тот, совершенно не задумываясь, ведь это одна из его любимых книг. Но как книгу ни люби, не каждую можно раскрыть на балетной сцене. «А я удивляюсь, как это раньше никому не приходило в голову, — говорит Серебренников, — ведь это насквозь поэтическая и внутренне музыкальная вещь. А там, где есть поэзия, есть и балет».

Гоголь-центр, «Кафка»

Жизнь Кафки была наполнена страстным желанием творчества, в его текстах заключена огромная энергия, и авторам спектакля было важно показать его личность в полном объеме и во всей сложности. В постановке биографические мотивы из жизни писателя переплетаются с сюжетами, порожденными его воображением, а персонажи из бестиария Кафки действуют наряду с реальными людьми. В соответствии с замыслом драматурга Валерия Печейкина на сцене оказываются герои «внутренней биографии» Кафки: начиная с летающих собачек и Грегора Замзы, превратившегося в жука, и заканчивая причудливым Одрадеком и людьми, являвшимися герою во снах. По словам Печейкина, самым сложным оказался поиск и воспроизведение абсурда, который нельзя путать с бредом. «Абсурд Кафки имеет жесткую внутреннюю логику, найти которую было одной из моих задач. Кажется, мы и сегодня живем в мире, где по-прежнему мерой всего является абсурд, и остается только повторять за Кафкой: «Я хотел бы привести мир к чистоте, правде, незыблемости», — говорит драматург.

«Лес» МХТ. Фото Михаила Гутермана

МХТ им. Чехова, «Лес»

Действие хрестоматийной комедии Александра Островского перенесено во времена советского застоя. Спектакль заставит задуматься о цене свободы и любви в том самом — рублевом — эквиваленте. Островский в постановке Серебренникова – современен как никогда.

Гоголь-центр, «Машина Мюллер»

Спектакль поставлен по пьесам великого немецкого драматурга и режиссера Хайнера Мюллера «Гамлет-машина» и «Квартет», а также по его письмам и дневникам. В России творчество Мюллера почти неизвестно, но Серебренников решил это исправить. Спектакль расскажет о мировой катастрофе, о человеческом теле, о театре, о неотвратимости любви.

Подготовлено редакцией журнала «Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *