2624pдп10> октября 201824pдп10>
Сказка на века
Детские
спектакли Москвы, на которых выросло не одно поколение
У любой постановки – свой «зрительский ресурс». Меняется интонация времени, и спектакль не вызывает былых эмоций, не попадает в «картину дня». Но исключения все же бывают, причем в большинстве случаев – в детском театре, где каждый сезон приходит новая публика. Подрастают зрители, а спектакли о добром и вечном живут. В нашей подборке – пятерка легендарных и детских спектаклей на все времена.
«Синяя
птица»
МХАТ
им. Горького
Год
постановки: 1908
Режиссеры:
Константин Станиславский, Леопольд Суллержицкий, Иван Москвин
Философскую сказку Метерлинка театр адресовал прежде всего детям: спектакль традиционно играется в полдень. Хотя путешествие за Синей птицей, о поисках счастья и вере в мечту являет собой несомненно настоящую притчу, интересную публике всех возрастов.
«Аленький
цветочек»
Театр
им. Пушкина
Год
постановки: 1949
Режиссер:
Леонид Лукьянов
За минувшие десятилетия спектакль
по сказке Аксакова посмотрели, по меньшей мере, 3 миллиона человек. Его судьба
тесно связана с историей самого театра. Когда-то Аленушку играла Вера Алентова
(ныне – народная артистка России), а в роли Лешего дебютировал Владмир
Высоцкий… Менялись артисты, но неизменным оставался смысл сказки про то, что
доброе сердце способно творить чудеса.
«Божественная
комедия»
Театр
кукол им. Образцова
Год
постановки: 1961
Режиссеры:
Сергей Образцов, Семен Самодур
Эта «Божественная комедия» не имеет никакого отношения к бессмертному произведению Данте. Ее написал драматург Исидор Шток. Тема была подсказана серией веселых рисунков французского художника Жана Эффеля под названием «Сотворение мира». Эффель по-своему, остроумно и озорно, пересказал библейскую версию сотворения мира. Театр кукол решил позаимствовать этот прием, чтобы создать ироническое и в то же время лирическое представление. В центре этой «Божественной комедии» – история человеческого грехопадения.
«По
щучьему веленью»
Театр
кукол им. Образцова
Год
постановки: 1936
Режиссер:
Сергей Образцов
«Мы очень любим «Щуку», – писал Сергей Образцов, – за точность адреса (спектакль, безусловно, детский), за ясность и лаконичность формы. Сюжет этого спектакля построен на основе русской народной сказки, герой которой – Емеля. Это ему подарила Щука «заветное слово»: и все, чего бы он ни захотел, сбывалось».
«Малыш
и Карлсон, который живет на крыше»
Театр
сатиры
Год
постановки: 1968
Режиссеры:
Маргарита Микаэлян, Спартак Мишулин
Постановка по повести Астрид Линдгрен появился в России раньше, чем в Швейцарии, и на протяжении почти полувека идет на аншлагах. Для Спартака Мишулина (первого и непревзойденного исполнителя роли Карлсона) это был спектакль о детском одиночестве – о том, что родителям часто некогда уделить внимание своему малышу, и потому он чувствует себя одиноко до тех пор, пока не поверит в Карлсона. Да и Карлсона в «Сатире» всегда играли как большого ребенка, в котором живет детская душа.
Подготовлено редакцией журнала
«Театрал»