3 августа 2019

10 августа — 125 лет со дня рождения Михаила Зощенко

10 августа (по другим источникам 9 августа) исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского писателя-сатирика и драматурга ХХ века Михаила Михайловича Зощенко (1894–1958). Судьба писателя была нелегкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство. На сегодняшний день по произведениям Михаила Михайловича снято достаточно фильмов, мультипликационных и короткометражных лент. Да и о самом писателе можно найти не один документальный фильм.  Но спектакли по Зощенко, увы, по-прежнему редкость; мы нашли всего четыре: три в столице и один в Санкт-Петербурге. Причем, все три московские постановки по одному и тому же произведению.

«Дурацкие дети. Леля и Минька»,

Центр им. Вс. Мейерхольда.

«Дурацкие дети. Леля и Минька» , Центр Вс.Мейерхольда

Забавные истории о жизни неразлучных брата и сестры, написанные Михаилом Зощенко, молодые актеры преподносят в популярном жанре сторителлинга.  Только остроумный и лирический текст автора;  на стене- проекция детских фотографий и рисунков, словно из семейного архива и живое, легкое музыкальное сопровождение. Этого достаточно, чтобы тонко и точно  передать атмосферу  ускользающего детства:  и детям и родителям. У авторов идеи и исполнителей главных ролей — Даниила Арикова и Юлии Волковой есть дети, так что проблемы воспитания волнуют их не меньше, чем взрослых в зале.

«Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко»,

театр-фестиваль Балтийский дом ( Санкт-Петербург)

«Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко»,
театр-фестиваль Балтийский дом ( Санкт-Петербург)

Спектакль  по рассказам писателя в жанре «Communal Club». Если бы Михаил Зощенко писал сегодня, то наверняка был бы звездой стендапа или сериальной индустрии. Его герои, спустя годы, только окрепли, утвердились в интонациях и стали еще более родными. Вместо интерьера коммунальной квартиры № 9 — на сцене блестящий подиум. На нем — оркестр из соседей по коммуналке. Каждый актер играет на своем музыкальном инструменте, олицетворяющем его персонажа. Например, бой-баба (вечная злая соседка, гроза любой коммуналки)  оснащена тарелками, в которые она время от времени бьет, заставляя вздрагивать. Каждый сюжет преподносится тремя способами: текстом Зощенко, музыкой и пластикой. И в каждом своя доминанта: где-то важнее вербальной составляющей становится история, рассказанная телами.

«Леля и Минька»,

РАМТ

«Леля и Минька», РАМТ

Герои рассказов  Зощенко — брат с сестрой Леля и Минька предстают перед зрителями в начале спектакля  ровесниками пап и мам, сидящих в зале. «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку». Так начинается первая история о шалостях  неугомонных  фантазеров Лели и Миньки. Это там, где они, не дождавшись гостей, лакомятся сладостями  с новогодней елки. А потом будет еще море веселых историй: и про бабушку, которая почему-то больше любит внука, чем внучку, и про украденные калоши, и про кругосветное путешествие и еще много про что. И у каждого такого маленького детского  воспоминания уже  взрослых Лели и Миньки  всегда будет большое завершение, где будет идти речь о чем-то очень важном – на всю жизнь!  Это про вас, про ваших детей, про всех детей – про настоящее, «неприкрытое».

«Леля и Минька в школе клоунов»,

театр Эрмитаж

Леля и Минька в школе клоунов, Театр Эрмитаж

Пять рассказов из известного цикла: «Ёлка», «Бабушкин подарок», «Галоши и мороженое», «Не надо врать», «Великие путешественники».

Отсутствие декораций, минимум реквизита. Это лишнее. Зато море фантазии и максимальная причастность к происходящему на сцене. Зрители то становятся гостями на праздничной Елке и угощаются сладостями, то превращаются в Минькиных одноклассников, подсказывающих ему невыученное стихотворение. Но главное в спектакле, конечно, сам Зощенко – его неповторимый, уникальный  язык и интонации (и грустно, и весело, и про каждого из нас), а также потрясающее актерское трио.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *