2758pпп5> мая 201958pпп5>
В Театре Маяковского представили премьеру «Московский хор»
Главную роль исполняет Евгения Симонова
Театр им. Маяковского представил заключительную премьеру 96-го сезона – постановку Никиты Кобелева по пьесе Людмилы Петрушевской «Московский хор». История трех поколений московской семьи разворачивается на фоне исторических событий – в первые годы после смерти Сталина.
«Мне досталась роль матери, которая пытается удержать некогда близких людей вместе,уберечь семью от окончательного развала, – рассказала Евгения Симонова после генеральной репетиции. – Однако героям пришлось пройти через тяжелые испытания,поэтому в них накопилось так много боли. Сын пережил войну, и этот кошмар его не отпускает. Соединить несоединимое очень непросто, но моя героиня не оставляет надежды».
В спектакле используется нетипичный сценографический ход. Действие разворачивается в зрительном зале Театра Маяковского, сохранившем воспоминания о москвичах 50-х годов, в то время как зрителям предлагается занять места на сцене. Идея принадлежит латвийской художнице-сценографу Монике Пормале. По словам Евгении Симоновой, пространственный эксперимент несет в себе особую художественную идею.
«Пустые кресла символизируют множество жертв сталинизма, – говорит актриса. – О погибших напоминают и черно-белые портреты, размещенные в зале. Среди них – портреты моей мамы и моего деда Станислава Венедиктовича Станкевича, расстрелянного в 37-м году .Само пространство зала словно бы показывает, насколько маленьким и беспомощнымбыл человек в сравнении с гигантской репрессивной машиной. Поэтому для меня такое решение имеет личное звучание».
Что скрыто в названии пьесы?
Как отметил режиссер Никита Кобелев, название пьесы – метафора многоголосья, множества семей, объединенных общей историей и общей трагедией:
«В прекрасно написанной пьесе Петрушевской есть и мотив соединения – люди не могут примириться,простить друг друга, а хор помогает им петь в унисон. В начале спектакля зрители находятся от артистов на расстоянии вытянутой руки и, пожалуй, тоже становятся частью этого хора. Но особенно остро здесь звучит тема материнской любви».
Говоря о выборе литературного материала для постановки, режиссер отметил, что пьеса «Московский хор» соединяет в себе и трагизм, и юмор: «Наверное, желание пересмотреть ту эпоху, заново взглянуть на события возникает сегодня не просто так. Многое кажется схожим с нынешним днем. Очевидно, пришло время отрефлексировать тот опыт»,– отметил режиссер.
Сына героини играет приглашенный артист Михаил Евланов, для которого роль в «Московском хоре» – первый театральный опыт за последние 14 лет. «Для меня это очень ответственное и вместе с тем радостное событие, – поделился артист. –Что же до моего героя, то роль не была для меня сложной: можно сказать, я играю самого себя. У спектакля, на мой взгляд, прекрасный открытый финал, который каждый зритель сможет трактовать по-своему».
Другой ведущий персонаж – героиня Татьяны Орловой. «Эта женщина – порождение сталинской системы. Она способна написать донос на своих родных. Думаю, такие люди живут среди нас и сегодня, хотя условия для них, к счастью, вовсе не такие тепличные», – считает Орлова.
В спектакле звучат хоральные произведения Баха, а также музыка Моцарта, Шуберта, Перголезии Дунаевского. Костюмы создала известный театральный художник Виктория Севрюкова.
В постановкеучаствуют Юлия Силаева, Зоя Кайдановская, Наталья Филиппова, Нина Щеголева,Ольга Пипченко, Дмитрий Прокофьев, Валерия Куликова, Юлия Соломатина и др.
Подготовлено редакцией журнала «Театрал»