1839pпп12> декабря 201839pпп12>
От Юрия Любимова до Петра Фоменко
ТОП-10 театральных хитов на все времена
О мхатовской «Синей птице» в постановке Станиславского и Суллержицкого, не покидающей подмостки уже 110 лет, знают, конечно же, многие театралы. Однако есть в Москве и другие спектакли-долгожители, поставленные классиками режиссуры.
«Добрый человек из Сезуана»
Театр на Таганке
Год постановки: 1964
Режиссер: Юрий Любимов
В ролях: Алексей Граббе, Эрвин Гааз, Мария Матвеева, Дмитрий Высоцкий и др.
«Добрый человек их Сезуана» – спектакль, которым начинался Театр на Таганке. Открывая драматургию Брехта, Юрий Любимов искал особые приемы работы с артистами – они учились разговаривать с публикой, потому что у Брехта есть положения, когда автору важна позиция актера вне образа, его собственное отношение к действительности. В дальнейшем эти принципы заняли прочное место в художественной концепции Театра на Таганке,очертив его эстетическое пространство, а также выбор тем – человеческое сердце, душа, отношения с миром, любовь…
«Тартюф»
Театр на Таганке
Год постановки: 1968
Режиссер: Юрий Любимов
В
ролях: Роман Стабуров, Маргарита Радциг, Лариса Маслова, Сергей Цимбаленко и
др.
«Тартюф» – пьеса, нередко разыгрывающаяся в жизни. Ханжа и притворщик втирается к кому-то в полное и непонятное доверие. Этого добронравного скромника, конечно, узнают все – всегда – на сцене и в жизни, не взирая на разоблачения, Тартюф неизменно близкий и современный персонаж, который во все века успешно морочит господина Оргона.
«Мы
– цыгане»
«Ромэн»
Год постановки: 1976
Режиссер: Николай Сличенко
В
ролях: Николай Сличенко, Николай Сергиенко, Екатерина Жемчужная, Татьяна
Туманская и др.
«Мы – цыгане» – это не просто спектакль. Это шоу, поставленное на основе народных сценок, цыганского эпоса и хрестоматийных легенд, которое уже много лет является визитной карточкой цыганского театра «Ромэн».
«Бешеные деньги»
Театр сатиры. «Чердак сатиры»
Год постановки: 1981
Режиссер: Андрей Миронов
В ролях: Андрей Зенин, Александр Чевычелов, Юрий Чернов, Валентина Шарыкина и др.
«Упраздняется человечность,упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл…» – с горечью писал Александр Островский в одном из своих писем. Это «упразднение человечности» предстает во многих произведениях драматурга, но ярче всего – в «Бешеных деньгах». В Театре сатиры рассудили, что феномен «бешеных денег» сейчас интересен как никогда. И задались ничуть не потерявшими актуальность вопросами:можно ли включить любовь в бюджет? как идут на продажу чувства и красота? что лучше – потерять голову или капиталы? Постановка кропотливо восстановлена по «мироновскому рисунку.»
«Юнона и Авось»
«Ленком»
Год
постановки: 1981 год
Режиссер: Марк Захаров
В
ролях: Дмитрий Певцов, Александра Волкова, Виталий Зикора, Кирилл Петров и др.
В каком бы интервью не задавали вопрос о «Юноне…», Марк Анатольевич непременно подчеркивает, что своей народной славой спектакль обязан не только постановщикам (Андрею Вознесенскому, Алексею Рыбникову), но и первым исполнителям главных ролей – Николаю Караченцову и Елене Шаниной. Сегодня графа Резанова играют (в очередь) Дмитрий Певцов и Семен Шкаликов, Кончитту – Александра Волкова и Анна Зайкова. Несколько лет назад ВЦИОМ проводил опрос, и оказалось, что «Юнона и Авось» – самый известный в России спектакль. Идут годы, актуальность сюжета о трагической любви российского графа и дочери губернатора Калифорнии по сей день привлекает зрителей своим общечеловеческим посылом.
«Вишнёвый сад»
Малый театр. Сцена на Ордынке
Год постановки: 1982
Режиссер: Игорь Ильинский
В
ролях: Светлана Аманова, Валерий Бабятинский, Алексей Фаддев, Вячеслав Езепов
Спектакль о смене эпох, которая отзывается болью в каждом сердце. Уходит поколение Раневской и Гаева, старых русских дворян, сентиментальных и непрактичных. Они должны уступить дорогу деловому напору Лопахиных. Спектакль бережно сохраняется в постановке Игоря Ильинского.
«Крутой маршрут»
«Современник»
Год постановки: 1988
Режиссер: Галина Волчек
Вролях: Марина Неёлова, Алла Покровская, Лия Ахеджакова, Ольга Дроздова, Людмила Крылова и др.
«Как только стали публиковаться первые главы из книги Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», я поняла: «Современник» должен перенести на сцену этот потрясающий документ эпохи, –говорит Галина Волчек. – Меня всегда интересовал человек, его судьба, проявление тех или иных черт его характера в экстремальных обстоятельствах.Особенно, женщина, ведь она не призвана быть героем, солдатом, не призвана совершать подвиги. Женщина гибче, выносливее, подчас компромисснее. Ей легче выжить физически. А за счет чего выживает Евгения Гинзбург, не предавая, не подписав ни одного лживого слова? Было очень важно найти ответ на этот вопрос».
«Служанки»
Театр Романа Виктюка
Год постановки: 1988
Режиссер: Роман Виктюк
В
ролях: Дмитрий Бозин, Иван Никульча, Алексей Нестеренко
Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока годности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.
«Иисус Христос – суперзвезда»
Театр
им. Моссовета
Год
постановки: 1990
Режиссер: Павел Хомский
В
ролях: Валерий Анохин, Валерий Яременко, Ирина Климова, Вячеслав Бутенко и др.
Постановка этого ставшего уже мировой музыкальной классикой произведения на сцене русского драматического театра интересна своеобразным сочетанием жанра рок-оперы и традиций русской театральной школы. Речь идет о свободном творческом переводе либретто на русский язык, о развитии его драматургических линий, о пьесе «по мотивам». Это потребовало и новой музыкальной редакции, в которой, однако, мелодика,авторские лейтмотивы бережно сохранены.
«Волки и овцы»
«Мастерская Петра Фоменко»
Год постановки: 1992
Режиссер: Петр Фоменко
В
ролях: Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев, Галина Тюнина, Полина Кутепова и др.
Этот спектакль, очень бережный по отношению к классику, открывает в произведении совершенно новые грани. Здесь и переливы света, и «разомкнутость» пространства, и легкая грусть, и поэзия ушедшего мира русской усадьбы – чеховский импрессионизм, и, конечно, юмор.Собственно сюжет пьесы – аферы с векселями – подается остро, подчас гротескно. Современные ассоциации не подчеркиваются режиссером, они приходят сами собой.