615pдп9> сентября 201915pдп9>
Кирилл Серебренников празднует золотой юбилей!
7
сентября Кирилл Серебренников, режиссер с мировым именем, художественный
руководитель одного из самых необычных и востребованных сегодня театров, празднует
свой 50-ый День Рождения. Выдающийся деятель искусства становился обладателем
награды отечественной кинопремии «Ника» как «Лучший режиссер», а его работы
были отмечены в Каннах и Венеции. В 2017
году ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) и критик Григорий
Заславский по праву назвал Серебренникова «знаковой фигурой сегодняшнего театра
и всей российской культуры».
Путь
в искусство начался с первых дней жизни. В интервью изданию «Комсомольская
правда-Ростов» мама Серебренникова, Ирина Александровна, рассказала, что на выбор
имени для новорожденного мальчика повлиял авторитет артиста Кирилла Лаврова,
очень известного актера в те времена. Тяга к режиссуре проявилась в школьные
годы: учась в классе с математическим уклоном, он создал свой театр на базе учебного
заведения. Первым спектаклем стала «Тень». Опыт школьных театральных работ пригодился
и в дальнейшей творческой деятельности: будучи студентом, Кирилл занимался
постановкой в студии «69», а с 1990 года – на сценах профессиональных
культурных учреждений Ростова-на-Дону.
Москва
знакомится с режиссёром в 2000 году: тогда Серебренников по приглашению актрисы
театра и кино Аллы Демидовой приезжает на съемки по «Темным аллеям» Ивана
Бунина. Через восемь лет Кирилл Семёнович набирает актерско-режиссёрский курс в
Школе-студии МХАТ, из которого позже появится труппа «Седьмая студия».
Кирилл
Серебренников являлся художественным руководителем проекта «Платформа», а в
2012 году был назначен на этот пост в Московский драматический театр имени
Н.В.Гоголя, известного сегодня как «Гоголь-центр». Постановки режиссёра
поражают, удивляют, некоторые даже называют их эпотажными, слишком необычными и
современными. Некоторые из его спектаклей можно посмотреть в ближайшее время.
«Лес» в МХТ им.
Чехова
Постановка
классической комедии российского драматурга Александра Островского,
представленная в 2004 году в новой, необычной форме Кирилла Серебренникова,
успешно проходит на сцене МХТ уже почти 15 лет. Мир островской пьесы
переносится в советскую реальность — 60-70-ые годы. Сюжет повествует о поздней
любви барыни Раисы Павловны Гурмыжской к молоденькому актёру, который
оказывается настоящим мошенником. Это актуальная, большая (спектакль длится
более трех часов) и очень значительная работа, отличающаяся заразительным
юмором, драйвом и продуманными деталями – от символичных декораций до
исполнения «Беловежской пущи» детским хором и танцев. Здесь автор и режиссер
вместе рассуждают, сколько стоят человеческая любовь и свобода. Кирилл
Семёнович работал не только с актёрами и их эмоциями, но и приложил силы к
костюмам их персонажей.
«Зойкина квартира»
в МХТ им. Чехова
В
2012 году Кирилл Серебренников создает собственную версию булгаковской пьесы –
с актуальным антуражем, современными приемами, и новыми персонажами. Так,
Серебренников оживляет само место действия – квартиру, представляя её отдельным
молчаливым героем. Спектакль рассказывает о мнимой швейной мастерской,
расположенной в квартире вдовы Зои Денисовны Пельц. Ателье одежды оказывается
настоящим Ноевым ковчегом, где образовалась пёстрая, разнохарактерная компания
– от красавицы Аллы Вадимовны и до держательницы борделя и мошенника
Аметистова. Все эти такие непохожие друг на друга герои объединены общей целью:
они хотят покинуть Совпедию, то есть – уехать из России заграницу. Постановка
оторвана от советских реалий, которые были заложены Михаилом Булгаковым, сближая
историю пристанища-надежды персонажей с сегодняшним днем.
«Маленькие трагедии» в Гоголь-центре
В
своей постановке режиссёр исследует, какими отношениями связаны культура и
человек. Пьесы Александра Пушкина дополняются «Сценой из Фауста» классика, а
герои произведения попадают в абстрактный ХХI
век, где вместо мечей – современные пистолеты, а лошадей заменяют байки и
мотоциклы. Фабулы оригинальных произведений серьезно видоизменяются, но ни одно
слово Александра Сергеевича не покидает повествования. Персонажи постановки
Серебренников – это зрелый Дон Гуан, обитатели дома престарелых, организовавшие
«Пир во время чумы» и разительно поменявшийся Барон из «Скупого рыцаря». Кем
стал персонаж – узнайте в Театре.
«Барокко» в
Гоголь-центре
«Барокко»
— поразительная постановка, созданная в лучших традициях театра XXI века. Спектакль повествует о неординарности
и нетипичности человека, благодаря чему он выбивается из обрамления композиции
и стремится в ее центр. Герой «Барокко» подобен уникальной жемчужине, не
способной встать в стройный общий ряд. Артисты Театра и приглашенные
профессиональные оперные исполнители погружают зрителя в арт-атмосферу прошлого
столетия: раздаются слова знаковых деятелей и художников, звучат тексты
философов и произведения великих барочных музыкантов, среди которых — и
Гендель, Вивальди, Бах. Пока играет музыка, актёры воспроизводят историю борьбы
непохожих, «барочных» людей с возникающими преградами.
«Человек-подушка»
в МХТ им. Чехова
Спектакль
Кирилла Семёновича основан на пьесе современного британско-ирландского
режиссера кино и драматурга Мартина МакДонаха. Одна из его работ – кинолента
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – была номинирована на премию «Оскар»-2018
в 7 категориях, среди которых – «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный
сценарий».
Постановка
является первым театральным триллером на сцене МХТ. Однажды родители ставят над
своими чадами ужасный эксперимент: болезненного старшего закрывают в темном
чулане для того, чтобы младший сын, увлекающийся написанием рассказов, мог придавать
своим историям яркие эмоции, слыша мучительные стоны из кладовки. Результаты
эксперимента дадут знать о себе через несколько лет: юный писатель совершит самосуд
над отцом и матерью и возьмёт на себя заботу о брате. Следуя духу Тарантино и
Хичкока, спектакль «Человек-подушка» приобретает пугающие моменты – элементы
арт-хоррора. Детективный сюжет рассматривает вопросы, над которыми задумывались
и российские классики: горят ли рукописи, какое значение имеет «слеза ребенка»,
сколько стоит возможность творить себя и своё будущее.
Подготовлено редакцией журнала «Театрал»