500pдп9> сентября 201900pдп9>
Лучшие работы Авиньонского фестиваля из России
4 сентября 1947 года во Франции открылся первый Авиньонский театральный фестиваль – одно из главных театральных событий мира. Но таковым он стал не сразу: фестиваль был закрыт для иностранных коллективов до конца 60-х годов. И лишь в 1971 году на авиньонской сцене стали появляться спектакли со всего мира. Конечно же, не раз в Авиньоне выступали и русские коллективы. В нашей сегодняшней подборке – лучшие спектакли режиссеров-участников и коллективов Авиньонского фестиваля из России.
«Волки и овцы» в Мастерской Петра Фоменко
1997 год стал уникальным для русских коллективов в Авиньоне. Несколько театров из России смогли с огромным успехом принять в нем участие (для чего требуется личное приглашение от организаторов). Этот успех даже получил легендарное название «русские сезоны», подобно знаменитым турне балета Дягилева. Одним из режиссеров-участников 1997 года стал Петр Фоменко, представивший свою работу «Волки и овцы», которая до сих пор находится в репертуаре театра и почти не изменилась со времен мирового триумфа. В этом спектакле по мотивам пьесы Н. А. Островского зрители увидят ностальгическую историю об уходящей дворянской эпохе, которая забирает с собой в прошлое и всю поэзию русских усадеб.
«Москва-Петушки» в Студии театрального искусства
Еще одним режиссером-участником фестиваля 1997 года стал Сергей Женовач, который представил там свой «Месяц в деревни». Сегодня спектакль уже не найти в репертуаре театров, но зато можно посмотреть новую работу, в которой режиссер ставит одну из самых уникальных книг русской литературы. В ней высокое перемешивается с низким, герой-алкоголик доказывает существование Бога на примере икоты, а обычная поездка на электричке в провинциальные Петушки становится сюрреалистической трагедией о лишнем человеке, который попытается обрести спасение на конечной станции своего маршрута.
«Рыбак и его душа» в Театре «Школа драматического искусства»
Но далеко не всегда русский театр был на пике своей славы на международном фестивале. Был и неудачный период в начале 2000-х, когда заветного приглашения коллективы так и не получали. Исключением стала лишь в 2006 году «Школа драматического искусства» с двумя постановками Анатолия Васильева, что, безусловно, позволило театру получить мировое признание. Сегодня же на сцене «Школы драматического искусства» можно посмотреть спектакль Игоря Яцко по сказке Оскара Уайлда «Рыбак и его душа». Режиссер поставил философскую притчу, которая поможет ответить на вопрос «можно ли быть гением, утратив человеческую душу?».
«Папа, мама я и Сталин» в Театре «У Никитских ворот».
Одним из главных открытий Авиньонского фестиваля этого года стал спектакль Марка Розовского, который был сыгран рекордное количество раз в неофициальной программе мероприятия. У такой программы есть важная особенность: в ней участвует огромное количество творческих коллективов всего мира, и в таких условиях почти невозможно быть замеченными критиками и журналистами. Но «Папа, мама я и Сталин» успешно справился с этой задачей и стал одним из самых обсуждаемых спектаклей Авиньона. Возможно, секрет такой «заметности» кроется в том, что в основе произведения искренняя, автобиографическая история режиссера и его семьи, которая от этого становится только сильнее и производит впечатление куда большее любой вымышленной фантазии.
«Маленькие трагедии» в Гоголь-центре
Конечно же, эта подборка была бы неполной без главного российского участника Авиньона – Кирилла Серебренникова, который трижды побывал на французской сцене и каждый раз удостаивался оваций. «Идиоты», «Мертвые души», Outside, — режиссер представлял мировой публике самые разные свои работы, которые раскрывают его как многогранного автора. В этой подборке мы предлагаем посмотреть «Маленькие трагедии» Серебренникова – одну из самых масштабных его работ, в которой собрано несколько совершенно разных, коротких историй. Связывает их только общая цель, которая интересовала и автора оригинального текста, — показать многообразие человеческих страстей.
Подготовлено редакцией журнала «Театрал»