415pдп7> июля 201915pдп7>
Театральный этикет
Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечают эксперты журнала «Театрал».
Соблюдайте дресс-код
В XIX веке существовало правило: чем ниже ряд, тем глубже декольте. То есть самые откровенные наряды были у зрителей первых рядов. Сейчас нужно понимать, что театр театру рознь. И если на премьеру в Большой можно смело надеть длинное платье, меха и бриллианты, то, к примеру, в «Практике», Гоголь-центре и ЦДР такой наряд будет смотреться смешно. Беспроигрышный вариант – маленькое черное платье и классические лодочки. Этот образ уместен всегда и везде. Как говорила сама Коко Шанель: если вас поразила какая-то женщина, но вы не запомнили, во что она была одета, значит, она была одета идеально.
Правило третьего звонка
Покупка билета – стратегический момент. Если вы выбираете места в центре ряда, то нужно понимать, что первый звонок – для вас. Поэтому приехать в театр надо заранее и постараться занять свое место, пока ряд еще не заполнен.
Воспитанный человек после третьего звонка в зал не входит. Рассчитывайте свое время, иначе может получиться так, что, приобретя билеты в партер, вы проведете первый акт на верхнем ярусе.
Извините, можно пройти?
До середины прошлого века было принято проходить к своему месту лицом к сцене в знак почтения к высокому искусству. Сейчас это следует делать лицом к сидящим зрителям. При этом сидящие вставать не обязаны. Но, конечно, бывают ситуации, когда лучше привстать (узкие ряды, пышные юбки, длинные ноги).
Кто же первый?
Мужчина проходит первым и в зрительный зал, показывая капельдинеру билеты, и к своему месту. При этом далеко не всегда следует пропускать даму вперед. Например, существуют варианты относительного того, кто входит первым в сам театр. Тут нужно разбираться: в какую сторону открывается дверь и есть ли тамбур при входе в театр. Этот момент часто вызывает путаницу, но здесь есть маленькая подсказка: когда вы идете с дамой, то действовать нужно так, будто вы ведете ребенка. И больше ничего запоминать не надо.
Позвольте, но это мое место!
Если ваше место занято, то, извинившись, нужно свериться билетами. И если вдруг окажется, что у вас два билета на одно место, то тот, кто пришел позже, должен обратиться за помощью к капельдинеру.
Как вежливо обратиться к незнакомому человеку?
Обращения «мужчина/женщина» просто неприличны. Еще более раздражают обращения «сударь» или «сударыня»
Что же делать в сложившейся ситуации? Использовать безличные обороты: «Простите, разрешите пройти, не подскажите, где…».
Как подарить цветы?
В старых имперских театрах с цветами в зал не пускают, а где-то это дозволено. Поэтому следует уточнить у капельдинера, как принято в данном театре.
Красиво уйти
Если спектакль не доставляет вам удовольствие, то в антракте вы вправе уйти. Время – ресурс невосполняемый. Конечно, опустевший зал – травма для артистов и, в то же время,очень важный знак для режиссера.
На поклонах допустимо уйти, когда артисты еще не покинули сцену, ведь обстоятельства бывают самые разные. Но все-таки именно на поклонах идет колоссальный обмен энергией между актерами и зрителями. И этот момент стоит пережить.
А вот в царской России дамы вели себя сдержано. Даже на поклонах они лишь обозначали аплодисменты, чуть касаясь веером ладошки. Да и мужчины-аристократы бурные эмоции не проявляли. Шумела только галерка, щедро забрасывая артистов цветами.
Едим и пьем только в буфете
В дореволюционной России
в ложах подавали шампанское и фрукты. Сейчас мы едим и пьем только в буфете.
Театр и ОРВИ несовместимы
Нередко зрители приходят в театр простывшими и, по закону подлости, именно на трагической паузе начинают кашлять или чихать. Это вопрос не только этикета, но и безопасности окружающих. Поэтому, если чувствуете недомогание, поменяйте билет на другую дату. Или же сдайте его (по новым правилам при наличии уважительной причины сдать билет можно даже после спектакля).
Доверять себе
Этикет – не уголовный кодекс. Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно. Еще в книге по этикету 1881 года, выходившей под псевдонимом Клеопатры Светозарской, было сказано: «В этикете нет фиксированных правил. В одних случаях уместно поступить так, в других — иначе… И только чувство такта подскажет воспитанному человеку, как следует поступить».
Подготовлено редакцией журнала «Театрал»