2155pдп2> февраля 201955pдп2>
Рукописи не горят!
В Москве – бум постановок по произведениям Михаила Булгакова.
Судьба произведений Михаила Булгакова складывалась весьма драматично. Большинство его пьес, даже успешно поставленных, после 1926 года были запрещены. К 1930 году произведения Булгакова и вовсе перестали печатать. Знаменитый роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва» лишь в 1966 году, то есть спустя двадцать шесть лет после смерти писателя. Но сегодня спектакли по произведениям Булгакова украшают репертуары лучших театров Москвы.
«Мастер и Маргарита». Мастерская П. Фоменко
Спектакль «Мастер иМаргарита» в постановке Федора Малышева и Полины Агуреевой – премьера нынешнего сезона. «Театральный шабаш в двух действиях с одним антрактом начнётся задолго до появления Воланда в Москве – ведь чтобы устроить бал у сатаны, нечистая сила совсем не нужна, – заявляют создатели спектакля. – Люди – бездушные,безразличные, со своими мелкими страстишками – сами создают ад вокруг себя. И дьяволу, чье появление в час не бывало жаркого заката было замечено не более,чем порыв ветра, остается только сокрушаться: «Москва изменилась, а люди всё те же…» В мире, где все живут по законам толпы, трудно человеку с живой душой. Трудно сохранить самого себя, свою любовь, свой талант, свою веру. Пилат обречен на вечность, полную мучительного, повторяющегося диалога со своей совестью. А Мастеру и Маргарите приходится искать спасения у потусторонней силы.
«Зойкина квартира». Театр «Эрмитаж»
Михаил Булгаков определил жанр своей знаменитой и одной из запрещенных в свое время пьес как «трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Дни уже другие, но вопрос знаменитого булгаковского героя: «изменились ли эти горожане внутренне?» актуален как никогда. Этот спектакль – трагическая буффонада о пороках и изъянах нашей жизни, окружающих нас во все времена.Классическая постановка о хозяйке небольшого ателье по пошиву одежды, а на самом деле – публичного дома. Яркие костюмы и подлинные страсти в спектакле,который не сходит со сцены нашего театра уже больше двадцати лет и пользуется неизменным успехом у зрителей. В главной роли заслуженная артистка России Дарья Белоусова.
«Булгаков. Дон Кихот». Школа драматического искусства
Михаил Булгаков в этой пьесе говорит устами Дон Кихота:«Вы считаете, что человек, странствующий по свету не в поисках наслаждений, а впоисках терний, безумен и праздно тратит время? Люди выбирают разные пути. Один, спотыкаясь, карабкается по дороге тщеславия, другой ползет по тропе унизительной лести, иные пробираются по дороге лицемерия и обмана. Иду ли я по одной из этих дорог? Нет! Я иду по крутой дороге рыцарства и презираю земные блага, но не честь!» По словам режиссера ИгоряЯцко, это во многом автобиографическое произведение, написанное уже в трагический период жизни Булгакова. «В пьесе «Дон Кихот» я увидел метафору о судьбе писателя и о литературе, о месте художника в мире, о его положении относительно категорий духа и красоты. О его отношении к власти, о его ощущении признанности и оцененности»», – считает постановщик.
«Кабала святош». Театр «Сфера»
«Кабала святош» – одно из двух произведений МихаилаБулгакова о великом драматурге и актере Жане-Батисте Мольере. Любовь Мольера и юной актрисы Арманды Бежар оказывается в центре дворцовой интриги. В руках Короля-Солнца Людовика и тайного масонского общества во главе с Епископом –судьба Мольера, его театра и актерской труппы.
«В основе спектакля — конфликт людей, которые живут по законам чувства, сердца, души, таланта и людей, которые живут по законам политики, порядка, разума», – говорит режиссер-постановщик и исполнитель роли Мольера Александр Коршунов.
«Бег». «Содружество актеров Таганки»
Знаменитая пьеса Михаила Булгакова – одно из самых выдающихся произведений автора, с первых же читок вызвавшее неоднозначную реакцию: как неожиданные жаркие похвалы,например, Максима Горького, так и отчаянную, злую критику. Яркие, эмоциональные, темпераментные характеры переломной эпохи гражданской войны помещены Булгаковым в фантасмагорическую атмосферу полусна-полуяви, в котором трагическое соседствует с ироническим гротеском и обращает всю свою мощь прямо к сердцу зрителя. «Есть несколько важных тем, побудивших меня выбрать «Бег», –говорит режиссер Мария Федосова. – В первую очередь, меня поразила смелость Булгакова как художника (написать такой текст в 1920-е, 1930-е годы – это равносильно самоубийству, это невероятно смело). Поразила его образность и безграничная свобода».