18 декабря 2018

От Юрия Любимова до Петра Фоменко

ТОП-10 театральных хитов на все времена

О мхатовской «Синей птице» в постановке Станиславского и Суллержицкого, не покидающей подмостки уже 110 лет, знают, конечно же, многие театралы. Однако есть в Москве и другие спектакли-долгожители, поставленные классиками режиссуры.

Добрый человек из Сезуана. Фото пресс-службы театра

«Добрый человек из Сезуана»

Театр на Таганке

Год постановки: 1964

Режиссер: Юрий Любимов

В ролях: Алексей Граббе, Эрвин Гааз, Мария Матвеева, Дмитрий Высоцкий и др.

«Добрый человек их Сезуана» – спектакль, которым начинался Театр на Таганке. Открывая драматургию Брехта, Юрий Любимов искал особые приемы работы с артистами – они учились разговаривать с публикой, потому что у Брехта есть положения, когда автору важна позиция актера вне образа, его собственное отношение к действительности. В дальнейшем эти принципы заняли прочное место в художественной концепции Театра на Таганке,очертив его эстетическое пространство, а также выбор тем ­– человеческое сердце, душа, отношения с миром, любовь…

Тартюф. Фото пресс-службы театра

«Тартюф»

Театр на Таганке

Год постановки: 1968

Режиссер: Юрий Любимов

В ролях: Роман Стабуров, Маргарита Радциг, Лариса Маслова, Сергей Цимбаленко и др.

«Тартюф» – пьеса, нередко разыгрывающаяся в жизни. Ханжа и притворщик втирается к кому-то в полное и непонятное доверие. Этого добронравного скромника, конечно, узнают все – всегда – на сцене и в жизни, не взирая на разоблачения, Тартюф неизменно близкий и современный персонаж, который во все века успешно морочит господина Оргона.

Мы — цыгане. Фото пресс-службы театра

«Мы – цыгане»

«Ромэн»

Год постановки: 1976

Режиссер: Николай Сличенко

В ролях: Николай Сличенко, Николай Сергиенко, Екатерина Жемчужная, Татьяна Туманская и др.

«Мы – цыгане» – это не просто спектакль. Это шоу, поставленное на основе народных сценок, цыганского эпоса и хрестоматийных легенд, которое уже много лет является визитной карточкой цыганского театра «Ромэн».

Бешеные деньги. Фото пресс-службы театра Сатиры

«Бешеные деньги»

Театр сатиры. «Чердак сатиры»

Год постановки: 1981

Режиссер: Андрей Миронов

В ролях: Андрей Зенин, Александр Чевычелов, Юрий Чернов, Валентина Шарыкина и др.

«Упраздняется человечность,упраздняется то, что сообщает жизни ее цену и смысл…» – с горечью писал Александр Островский в одном из своих писем. Это «упразднение человечности» предстает во многих произведениях драматурга, но ярче всего – в «Бешеных деньгах». В Театре сатиры рассудили, что феномен «бешеных денег» сейчас интересен как никогда. И задались ничуть не потерявшими актуальность вопросами:можно ли включить любовь в бюджет? как идут на продажу чувства и красота? что лучше – потерять голову или капиталы? Постановка кропотливо восстановлена по «мироновскому рисунку.»

«Юнона и Авось»

«Ленком»

Год постановки: 1981 год

Режиссер: Марк Захаров

В ролях: Дмитрий Певцов, Александра Волкова, Виталий Зикора, Кирилл Петров и др.

В каком бы интервью не задавали вопрос о «Юноне…», Марк Анатольевич непременно подчеркивает, что своей народной славой спектакль обязан не только постановщикам (Андрею Вознесенскому, Алексею Рыбникову), но и первым исполнителям главных ролей – Николаю Караченцову и Елене Шаниной. Сегодня графа Резанова играют (в очередь) Дмитрий Певцов и Семен Шкаликов, Кончитту – Александра Волкова и Анна Зайкова. Несколько лет назад ВЦИОМ проводил опрос, и оказалось, что «Юнона и Авось» – самый известный в России спектакль. Идут годы, актуальность сюжета о трагической любви российского графа и дочери губернатора Калифорнии по сей день привлекает зрителей своим общечеловеческим посылом.

Вишневый сад. Архив Театрала.

«Вишнёвый сад»

Малый театр. Сцена на Ордынке

Год постановки: 1982

Режиссер: Игорь Ильинский

В ролях: Светлана Аманова, Валерий Бабятинский, Алексей Фаддев, Вячеслав Езепов

Спектакль о смене эпох, которая отзывается болью в каждом сердце. Уходит поколение Раневской и Гаева, старых русских дворян, сентиментальных и непрактичных. Они должны уступить дорогу деловому напору Лопахиных. Спектакль бережно сохраняется в постановке Игоря Ильинского.

Крутой маршрут. Архив Театрала

«Крутой маршрут»

«Современник»

Год постановки: 1988

Режиссер: Галина Волчек

Вролях: Марина Неёлова, Алла Покровская, Лия Ахеджакова, Ольга Дроздова, Людмила Крылова и др.

«Как только стали публиковаться первые главы из книги Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», я поняла: «Современник» должен перенести на сцену этот потрясающий документ эпохи, –говорит Галина Волчек. – Меня всегда интересовал человек, его судьба, проявление тех или иных черт его характера в экстремальных обстоятельствах.Особенно, женщина, ведь она не призвана быть героем, солдатом, не призвана совершать подвиги. Женщина гибче, выносливее, подчас компромисснее. Ей легче выжить физически. А за счет чего выживает Евгения Гинзбург, не предавая, не подписав ни одного лживого слова? Было очень важно найти ответ на этот вопрос».

Служанки. Фото пресс-службы театра

«Служанки»

Театр Романа Виктюка

Год постановки: 1988

Режиссер: Роман Виктюк

В ролях: Дмитрий Бозин, Иван Никульча, Алексей Нестеренко

Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока годности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.

Иисус Христос — суперзвезда. Фото пресс-службы театра

«Иисус Христос – суперзвезда»

Театр им. Моссовета

Год постановки: 1990

Режиссер: Павел Хомский

В ролях: Валерий Анохин, Валерий Яременко, Ирина Климова, Вячеслав Бутенко и др.

Постановка этого ставшего уже мировой музыкальной классикой произведения на сцене русского драматического театра интересна своеобразным сочетанием жанра рок-оперы и традиций русской театральной школы. Речь идет о свободном творческом переводе либретто на русский язык, о развитии его драматургических линий, о пьесе «по мотивам». Это потребовало и новой музыкальной редакции, в которой, однако, мелодика,авторские лейтмотивы бережно сохранены.

Волки и овцы. Фото пресс-службы  театра

«Волки и овцы»

«Мастерская Петра Фоменко»

Год постановки: 1992

Режиссер: Петр Фоменко

В ролях: Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев, Галина Тюнина, Полина Кутепова и др.

Этот спектакль, очень бережный по отношению к классику, открывает в произведении совершенно новые грани. Здесь и переливы света, и «разомкнутость» пространства, и легкая грусть, и поэзия ушедшего мира русской усадьбы – чеховский импрессионизм, и, конечно, юмор.Собственно сюжет пьесы – аферы с векселями – подается остро, подчас гротескно. Современные ассоциации не подчеркиваются режиссером, они приходят сами собой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *