2214pпп11> ноября 201814pпп11>
Суеверия, которых боятся артисты
Не роняйте пьесы на пол!
Юлия Рутберг перед премьерой никогда не расскажет в интервью о роли, которую ей предстоит играть.
Андрей Соколов перед выходом на сцену непременно постучит по дереву. Артисты Театраим. Маяковского, подбадривая друг друга перед спектаклем, никогда не скажут:«Ни пуха, ни пера!» – потому что полагающийся ответ «к черту», считают они, кдобру не приведет.
Любые упоминания нечистой силы в «Маяковке» не в почете. Предпочитают другое: «С богом!»
– Хорошим знаком считается, если вовремя примерки тебя вдруг задевают иголкой или булавкой, – говорит актриса Ольга Прокофьева. – Это значит, что костюм принесет удачу. А еще у нас в Театре им. Маяковского есть местная примета. Ввела ее наша гримерша. Дело в том, что вовремя укладки волос она горячими щипцами не раз задевала актрисам уши, до боли обжигая кожу. Ощущение, разумеется, не из приятных, но гримерша отшучивалась: «Что ты, что ты – это к успеху!» И, в самом деле, проверили – работает.
У мхатовских стариков было поверье – выходить на сцену только с правой ноги. Или, например, завязывать узелок на платочке, даже если играть предстоит эпизодическую роль. Во многих театрах запрещено грызть семечки или свистеть. Не менее страшно, если каблук попадет в щель на сцене или за кулисами. И совсем ужасно, если во время репетиции из рук у артиста вывалится пьеса. Для того, чтобы избежать провала, нужно немедленно сесть на упавший лист и… вспомнить пятерых лысых знакомых.
Еще незыблемое правило в театре: если перед выходом на сцену найден гвоздь, его нужно непременно поднять и положить в карман. А еще лучше вбить в стену или в пол. Тогда эта находка не принесет несчастий.
– Всегда выхожу на сцену только справой ноги, – говорит Борис Клюев. – Но в этом я не оригинален. Многие делают точно так же.
Зато в нашей профессии множество суеверий, так сказать, индивидуальных, рожденных только в твоем случае. Например, когда я только пришел в театр и меня ввели в спектакль «Любовь Яровая», Кошкина играл Анненков. В какой-то момент действия мы, вчерашние студенты, должны были схватить его, а он – вырываться и убежать. И вдруг нас предупредили: «Учтите, Николай Александрович все время проверяет студентов и может так рвануть, что удержать не сможете. Но если удержите – актерская судьба сложится удачно». И вот вовремя спектакля я выбегаю, силой хватаю Анненкова и держу, а со мной его держат еще три человека. Он рванул, но, увы, раздался треск и у меня в руках остался рукав от его кожаной тужурки. Помню удивленный взгляд Анненкова, легкое замешательство моих партнеров. И тут, по идее, мне бы его отпустить, но я, напуганный суеверием, понимаю: отпускать нельзя, иначе судьба не сложится. Поэтому все равно перехватил руку и крепко держал. Вытащили его за кулисы, Анненков посмотрел на оторванный рукав, сказал: «Молодцы!» И с тех пор я знал,что путь в Малый театр мне все-таки открыт.
Семечки на сцене – дурная примета,но артисты Театра наций не боятся примет и в спектакле Алвиса Херманиса«Рассказы Шукшина» пошли на риск;-)
Материал подготовлен редакцией журнала «Театрал»