24 декабря 2018

«Играем! Разрешает Бог!»

Театр «Современник»вернулся домой

На ближайшие спектакли «Современника» осталось мало билетов. 19 декабря, в юбилей Галины Волчек, театр открыл свои двери на Чистых прудах – в старинном здании,которое ремонтировалось на протяжении трех лет (спектакли шли во Дворце на Яузе).

Внешне фасад почти не изменился,

но фойе, зрительный зал, буфет,закулисье – полностью отреставрированы. У артистов появились просторные гримерки; декорации больше не теснятся за сценой; кресла в зрительном зале не скрипят; во всем читаются изысканность и великолепие.

Современник. Возвращение домой. Архив журнала «Театрал»

Не даром на закрытом торжественном вечере, где присутствовали только друзья театра от первого зрителя – до Наины Ельциной и Валентины Матвиенко, Галина Борисовна решила сказать спасибо каждому, кто на протяжении всех этих лет позволяет театру жить без особых тревог и финансовых сложностей. Она благодарила общественных деятелей, врачей, меценатов, спонсоров, стараясь никого не забыть и в каждом отметить главное – их бескорыстную любовь к театру, которому сама Галина Волчек посвятила всю свою жизнь.

Современник. Возвращение домой. Архив журнала Театрал.

Она была в числе тех, кто в далеком 1956 году, создавал «Современник». Она перенесла все тревоги и тяжести, когда в 1970 году Олег Ефремов возглавил МХАТ, а вслед за ним «потянулась» часть труппы «Современника». Бывали бесконечные минуты отчаянья и поиски одного-единственного ответа: куда вести театр? Но все это оставалось там, за кулисами. На публике «Современник» ни разу не позволил себе дать слабину и отречься от принципов, заложенных еще в пятидесятых.

Труппа театра «Современник» на сцене обновленного здания на Чистых прудах

И потому, когда во время праздника на большом плазменном экране (далеко не единственное новшество обновленного здания) появилась хроника с участием Олега Ефремова, Олега Табакова, Лилии Толмачевой, Евгения Евстигнеева, Нины Дорошиной, Виктора Сергачева, Игоря Кваши,Людмилы Гурченко, Тамары Дегтяревой и многих других, – защемило сердце. Галина Волчек – из той великой когорты. Живая легенда, для которой слова «Современник»и «дом» давно стали синонимами.

«Современник» родился в годы, когда театр отделяла от жизни глухая стена, когда косность театральной системы практически мумифицировала наследие основателей МХАТ. Именно в протесте против этой «мертвечины», для того, чтобы в новых условиях, осваивая и развивая метод Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр.

Как и в прежние годы, режиссер сидела в центре 10-го ряда, а на сцене шел праздник, посвященный двойному событию. Официозных речей не было (в «Современнике» это не принято), но кто бы ни выходил на сцену, каждый непременно отмечал, что Галина Волчек стала близким для него человеком и, говоря высокопарно, путеводной звездой.

«Я скажу только одно: Россия, женщины, Волчек», – емко сформулировала свой дифирамб Тамара Гвердцители. Той же мысли придерживались Александр Ширвиндт, Кристина Орбакайте, Максим Галкин,Ольга Кормухина, Михаил Ефремов и др.

Чулпан Хаматова проникновенно прочитала стихотворение Гафта «Театр», где есть такие строчки:

Жизнь коротка, как пьесы читка,

Но если веришь, будешь жить,

Театр — сладкая попытка

Вернуться, что‑то изменить.

Остановить на миг мгновенье,

Потом увянуть, как цветок,

И возродиться вдохновеньем.

Играем! Разрешает Бог!

Подготовлено редакцией журнала «Театрал»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *